Кличко и высотки: Когда Киев затопит сточными водами
Мощный ливень, который обрушился на столицу 25 июля, показал, что властям города следует очень сильно задуматься над тем, в каком состоянии находятся подземные коммуникации города
После обеда, 25 июля, Киев на некоторое время превратился в итальянскую Венецию. На улицах не хватало разве что гондольеров.
В мэрии в один голос заявили, что город не справился с водной стихией, ведь в Киеве за несколько часов выпала трехмесячная норма осадков. Можно согласиться, что ливень был действительно очень мощным. Но обращают на себя внимание несколько любопытных деталей. Во-первых, не во всех местах Киева все было затоплено. Взять хотя бы подземный переход на площади Победы, где почти вообще ничего не залило. А для сравнения можно посмотреть на подземный переход возле станции метро "Шулявская", где все просто плавало.
Так же и улицы. Например, Depo.Киев уже неоднократно писал о реках на дороге, ведущей к домам №18 и №20 на улице Бережанской. Здесь даже после обычного сильного дождя образуется "озеро". Вчера эту дорогу опять затопило. Хотя такие же дороги, расположенные параллельно, которые также ведут к домам на улице Бережанской, довольно удачно справились с ливнем.
В Оболонской райгосадминистрации, которая отвечает за эту дорогу, говорят, что денег на ремонт нет, их должны заложить на последующие годы. Хотя проблема на улице Бережанской наблюдается уже несколько лет. Поэтому местным жителям после каждого дождя приходится "плавать" в этих "озерах".
Таких примеров с дорогами и подземными переходами в столице очень много: какой-то объект затапливает, а какой - нет. Поэтому можно сделать вывод, что львиная часть проблемы в засоренности ливнеприемников или в целом в подземных коммуникациях, которые должны отводить дождевую воду. Хотя в том же "Киевавтодоре" недавно Depo.Киев заверили, что чуть ли не круглосуточно контролируют почти 30 тысяч ливнеприемников, находящихся на балансе у коммунальщиков. И конечно, по данным "Киевавтодора", все это добро работает, как швейцарские часы.
Однако в городе есть еще большая проблема, чем забитые или неисправные ливнеприемники. Дело в том, что подземные коммуникации уже не справляются со всей водой, которая собирается на поверхности после дождей и ливней. Взять хотя бы проезжую часть и тротуар под путепроводом возле станции метро "Левобережная". Здесь даже после кратковременного ливня все плавает. В "Киевавтодоре" все это объясняют просто: мол, до 2006 года такой проблемы в этом месте не было, и все изменилось после того, как в районе начали массово возводить высотные жилые дома. Все это привело к увеличению площади водосбора. Конечно, вокруг новых домов все асфальтируют, и дождевой воде, которая раньше уходила в землю, некуда деться. Теперь вся вода должна уходить в системы дождевой канализации. Однако в районе станции метро "Левобережная" подземная система водоотведения была построена почти полвека назад и, конечно, она не рассчитана на такой объем воды, который образуется сейчас. Но власти города эту проблему не спешит решать.
И если сегодня лидером среди количества и масштабов затопления в городе является дорога возле станции метро "Левобережная", то уже завтра таких улиц станет гораздо больше, о чем намекает, скажем, затопленный проезд под путепроводом на "Дорогожичах". Все потому, что инфраструктура других местностей ничем не отличаются. Высотное жилье там возводится такими же бешеными темпами, но про подземные коммуникации и их модернизацию застройщики не думают, а город их не сильно и "напрягает". Все происходит очень просто и с минимальными затратами: "врезали" трубы к существующей системе водоотведения – и все. Безразлично, что эта система строилась еще лет 30-40 назад и была рассчитана на совсем другие объемы воды. То же самое происходит с канализационными водами, которые уходят из домов киевлян. Возраст большинства коллекторов измеряется десятками лет. И если тогда любой коллектор был рассчитан на то, что в него будут сливать сточные воды, скажем, с 20-30 домов, то сегодня их число - 40 или 50, причем дома эти очень разных масштабов, ведь сравнивать старую девятиэтажку и современную 25-этажку просто не приходится. Высотки возводятся, но канализационные коллекторы никто даже и не думает увеличивать в диаметре, чтобы они могли поглотить тот объем сточных вод, который "производится".
Не следует забывать и о Бортнической станции аэрации, которая перерабатывает все сточные воды столицы. Ее ввели в эксплуатацию еще в далеком 1965 году. В начале 2000-х годов в столичной мэрии заговорили о необходимости реконструкции станции. Особенно живо разговоры об этом пошли с приходом к власти в Киеве Леонида Черновецкого, но до сих пор реконструкция Бортнической станции аэрации не проведена. Все сводится к починке тех или иных объектов БСА, но никакой системной модернизации не происходит. Хотя еще десять лет назад в мэрии признавали, что станция работает на пределе своих мощностей.
Конечно, больше 50 лет назад, во время строительства станции, никто не думал, что Киев будет разрастаться такими темпами. Так, согласно официальной информации Главного управления статистики города Киева, в 1995 году в столице было 47,9 млн. кв. метров жилья. А в 2017 году эта цифра уже составила 63,4 млн. кв. метров, то есть за 22 года площадь жилья в городе увеличилась на 35%. Еще одна цифра из статистики: если в 1995 году в Киеве было 889 тыс. квартир в домах, то в 2017 году их количество уже составило 1,78 млн., то есть в два раза больше. И учитывая то, как столичная власть утверждает "пачками" так называемые детальные планы территорий, согласно которым будут строить новые высотки в обход Генплана, жилья в Киеве скоро станет еще больше.
Сейчас в городе происходит бездумная застройка высотками всех более-менее свободных участков. Для примера, недавно депутаты Кличко в Киевсовете проголосовали за детальный план территорий на улице Закревского на Троещине. Здесь должны построить почти миллион квадратных метров жилья, где будут проживать 40-50 тыс. лиц. В свою очередь, об увеличении объемов подземных коммуникаций застройщики и власти предпочитают не вспоминать.
Из этого следует, что рано или поздно Киев просто захлебнется, ведь состояние и масштабы подземных коммуникаций абсолютно не соответствуют количеству жилья. Как следствие происходит огромная нагрузка на коллекторы и системы водоотвода, пока что приводящая к затоплениям улиц. Но если уже сейчас не уделить внимание "подземелью" столицы, уже совсем скоро улицы рискуют быть затоплены не только дождевой водой, но и продуктами жизнедеятельности киевлян.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев