Киев сковали пробки из-за ремонта Южного моста: Как спасти город от коллапса
Из-за ремонта Южного моста столицу сковали масштабные пробки, но, к сожалению, дальше будет еще хуже
В Киеве в течение двух последних недель усилились пробки. Кроме привычного фактора — начале осени, когда люди возвращаются в город после сезона отпусков и выходят — а многие выезжают — на работу, причиной транспортного паралича левого берега стал ремонт Южного моста, через который идет большая часть грузового трафика Украины. Перекрытие движения через переправу буквально парализовало левый берег и сковало весь город в еще больших пробках.
Ремонт Южного моста
Журналисты Depo.Киев разбирались в том, как можно разгрузить город от пробок, а также что в этой ситуации могут сделать киевляне.
Культ автомобилей и планировка города
Если задумываться о причинах масштабных пробок в Киеве, которые приобретают катастрофический масштаб при ремонте центральных транспортных артерий столицы, то главными из них являются планирование города и так называемая автомобилецентричность.
Речь идет о том, что во времена СССР Киев строили по канонам Афинской хартии, которая четко распределяла город на отдельные зоны, а именно — промышленную, жилую, зону отдыха и транспортную инфраструктуру. Проще говоря, в одной части города человек работает, а в другой — отдыхает. Такой подход привел к тому, что появился некомпактный город, в котором выросла потребность постоянного передвижения.
Пробки в направлении правого берега столицы
Неудобство общественного транспорта приводит к тому, что люди начинают отдавать предпочтение автомобилям и игнорировать муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи. Отсюда следует следующий фактор — автомобилецентричность или культ автомобилей. Столица рассчитана на 500 тыс. автомобилей, но сегодня в Киеве насчитывается уже больше миллиона владельцев автомобилей. Понятно, что город просто не справляется с таким количеством транспорта.
Ситуацию одновременно ухудшает медленное развитие общественного транспорта. Одной из главных ошибок Киева является отказ от трамвайного сообщения между левым и правым берегом. Власти до сих пор пытаются строить инфраструктуру для автомобилистов, но это только ухудшает ситуацию, поскольку чем больше на улицах города появляется инфраструктуры для автомобилей, тем больше появляется машин. Это, отметим, проблема не только столицы, но и Украины в целом. Аналогичная ситуация была в Европе в 1970-х годах, когда развитие автомобильной инфраструктуры только усиливало пробки.
Что нужно сделать
На примере реконструкции моста Патона, катастрофическое состояние которого является одной из причин масштабных пробок в Киеве, эксперт по транспортному планированию Дмитрий Беспалов в комментарии журналистам Depo.Киев заявлял, что улучшить транспортную ситуацию между левым и правым берегом можно. Но при организации трафика надо коренным образом сместить акценты.
С помощью расширения количества полос городские власти хотят увеличить пропускную способность переправы, но нужно перевозить не транспорт, а людей. Как напоминает Беспалов, вместо пропускной — количества автомобилей — нужно увеличивать провозную способность — количество людей. То есть сделать так, чтобы через мост можно было перевозить максимальное количество пассажиров. Это можно сделать за счет обустройства велосипедных дорожек, полос для движения общественного транспорта, развития пешеходной инфраструктуры и возвращения трамвайных путей.
Зависит от власти
Отдельная задача — пересадить людей на общественный транспорт, а для этого его надо развивать. Столичному метрополитену все труднее справляться с пассажирооборотом, а интенсивное развитие подземки является очень дорогим и долгосрочным проектом. Альтернативой метрополитену, по крайней мере на определенных участках, могут стать скоростные трамваи.
Общественный транспорт должен стать достойной альтернативой автомобилям, его должно быть больше, а интервалы между рейсами и стоимость проезда — меньше. Также с каждым годом в городе должно увеличиваться количество полос для движения общественного транспорта, чтобы гарантировать его беспрепятственную работу.
Общественный транспорт Киева
Развивать сеть общественного транспорта можно также с помощью железнодорожного сообщения в городе. По мнению экс-министра инфраструктуры Владимира Омеляна, в Киеве можно сделать ставку на городские скоростные железнодорожные сообщения. Например, на примере скоростной немецкой городской электрички S-BAHN. Это должно обеспечить перевозку пассажиров в часы пик с интервалом 10-15 минут с расширением инфраструктуры Киева и Киевского узла, что существенно решит проблему транспорта столицы и разгрузит пассажиропоток. По словам Омеляна, в Киеве уже есть имеющаяся инфраструктура, ее нужно только развить.
Также надо обратить внимание на транспортную инфраструктуру в самом городе и вне его. Если рассматривать вопрос сообщения между левым и правым берегом, то стоит обратить внимание на критическое состояние почти всех мостов столицы. Северный и Южный мосты, мост Метро и мост Патона давно требуют капитального ремонта и реконструкции. О строительстве новых переправ в Киеве говорить, к сожалению, не приходится, поскольку в сегодняшних реалиях это выглядит фантастически. Остается надеяться, что город сможет до конца 2021 года пустить какое-то автомобильное движение по Подольско-Воскресенскому мосту, а правительство — закончить возведение развязки на левом берегу на Дарницком мосту, что хоть немного разгрузит движение.
Подольско-Воскресенский мост
Не стоит забывать про уже упомянутый грузовой трафик, который идет через Киев из-за отсутствия нормальной окружной дороги вокруг столицы, которую обещают начать строить уже в этом году.
Проект Киевской объездной дороги
Автодорога должна соединить Житомирскую и Одесскую трассы. Проект "Киевская обходная дорога" (КОД) запланировано реализовать в течение четырех лет — это мегапроект "Укравтодора", предусматривающий строительство полукольца общей протяженностью около 150 км. Это поможет вывести транзитные потоки движения за пределы Киева и соединит ключевые автомобильные дороги Киев — Ковель, Киев — Чоп, Киев — Одесса и Киев — Знаменка, а также объединит дороги Борисполь — Мариуполь и Киев — Харьков и обход Броваров.
Что зависит от киевлян
Строительство новой транспортной инфраструктуры, мостов и развитие общественного транспорта не являются панацеей, поскольку, если киевляне не минимизируют пользование автомобилями и не будут пересаживаться на общественный транспорт, город таки станет окончательно.
Понятно, что киевляне пересаживаются на автомобили, чтобы быть мобильными и независимыми от внешних факторов. Но это — в теории. На практике новые машины только усиливают заторы, а стоять на дороге в облаке выхлопов вряд ли можно считать мобильностью. Поэтому киевлянам не помешает как минимум чередовать использование автомобилей, общественного транспорта, велосипедов и пешеходного передвижения. Но главным спасителем должен стать общественный транспорт, который увеличит уже упомянутую провозную способность.
Владельцы авто в Киеве в 90% случаев передвигаются на личном транспорте, когда в Европе этот показатель составляет лишь 30-50%. Количество поездок по городу нужно сократить на четверть. Более того, власть может усложнить передвижение на автомобилях. Например, это может быть платный въезд в центр города или повышенная плата за парковку, что, в свою очередь, заставит граждан пользоваться альтернативными видами транспорта. В Европе это уже реализуется, но в украинских реалиях такие инициативы пока маловероятны. Поэтому все зависит от граждан — пересаживаться с автомобилей или проводить в пробках по несколько часов ежедневно.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев