Полупустые салоны и огромные очереди: Как будет работать столичный транспорт с 23 мая

На днях должны на полную запустить общественный транспорт, но до сих пор остается больше вопросов, чем ответов, как все это будет происходить

Денис Гонтар

Киевляне ждали этого момента больше двух месяцев: столичные власти наконец восстанавливает обычное движение общественного транспорта в городе. До сегодняшнего дня автобусы, троллейбусы и трамваи ездили только в ограниченном режиме, а на маршруты выезжала только треть всего транспорта. Попасть в него можно было только по специальным пропускам, которые выдавали только избранным. Метрополитен и маршрутки вообще не работали. Теперь жители города ждут возобновления полноценной работы наземного транспорта, а также запуска маршруток и метро.

С введением второго этапа карантинных послаблений в столице городская власть обещает в обычном режиме запустить автобусы, трамваи, троллейбусы и частный общественный транспорт, то есть маршрутки. Весь этот транспорт начнет работать с 23 мая. Но теперь есть главное требование: одновременно в салоне, скажем, автобуса может ехать не больше половины пассажиров от общего количества, на которое он рассчитан. Скажем, самый большой троллейбус, который есть в Киеве, рассчитан на перевозку чуть более 180 пассажиров. Но это полная загрузка из расчета, что на 1 кв. м будет приходиться восемь пассажиров. Поэтому с 23 мая такой троллейбус сможет взять "на борт" 90 человек, из которых 50 смогут занять сидячие места. Таким образом, на одном квадратном метре теоретически будут находиться четыре пассажира, но о дистанции в полтора метра между ними речь уже не идет. Впрочем, когда пассажиры занимали все сидячие места, как это происходило до последнего времени, "правило полтора метра" тоже не действовало.

Маршрутки тоже должны выполнять правила, которые устанавливает мэрия. Но здесь ситуация еще более непонятная. Водители "Богданов" также должны брать в салон не более половины пассажиров от максимальной пассажировместимости микроавтобуса. Если в обычную маршрутку может зайти максимум сорок пассажиров, то с 23 мая в ней можно будет перевозить не более 20 человек. И здесь возникает интересная ситуация, ведь сидячих мест в стандартном "Богдане" насчитывается около 25.

Однако не следует забывать, что есть еще требования Министерства инфраструктуры, в которых указано, что перевозчики могут перевозить пассажиров только с предоставлением места для сидения. В таком случае маршрутки будут за один раз перевозить не более 25 пассажиров, а даже самые большие троллейбусы, которые работают в Киеве, примут в салон максимум 50 пассажиров – именно столько сидений в таких троллейбусах, хотя, по расчетам столичных властей, за один раз такой троллейбус мог бы перевезти почти вдвое больше людей.

В столичной мэрии говорят, что допустимое количество пассажиров в общественном транспорте будет контролировать полиция, а также муниципальная охрана. Впрочем уже сейчас закрадывается мысль, что все будет происходить на глаз. Это уже не тот случай, когда в начале карантина в автобус или троллейбус запускали не больше десяти пассажире, и их полиция могла посчитать за минуту, а то и быстрее. Можно только представить, как долго будет проходить перерасчет около сотни пассажиров в огромном троллейбусе длиной почти 20 метров. Если же такой подсчет все же будет проходить, как того требуют правила, то общественный транспорт будет стоять на остановках очень долго только ради того, чтобы отправиться в рейс, взяв в салон разрешенное количество людей.

Есть еще один момент. Например, на той же Троещине еще до карантина общественный транспорт полностью "набивался" пассажирами уже на первых нескольких остановках, а дальше в него уже было не влезть. Если учитывать, что теперь в троллейбус или автобус будет заходить только половина от общего количества возможных пассажиров, то салон общественного транспорта будет полон уже на первой остановке. Такую версию может подтвердить и то, что сейчас, когда в общественный транспорт можно зайти только по спецпропуску, на конечных остановках образуются очереди из нескольких сотен пассажиров. А с 23 мая проехаться в автобусе или троллейбусе можно будет уже без этого спецпропуска, а потому количество пассажиров в сравнении с тем, что есть сейчас, только увеличится. То есть если киевлянину нужно будет зайти в автобус или троллейбус где-то внутри маршрута, то ему вряд ли это удастся. Также не следует забывать, что с 23 мая, когда общественный транспорт начнет полноценно работать, пассажиры смогут им воспользоваться только в маске и желательно в перчатках.

Также киевлянам пообещали с 25 мая запустить метрополитен. Но здесь ситуация еще более запутанная, чем с наземным транспортом. На сайте Министерства инфраструктуры указано, что руководство метро должно обеспечить масочный режим у пассажиров и проводить скрининг температуры их тела. В то же время в границах метрополитена должна постоянно проводиться дезинфекция. Относительно разрешенного количества пассажиров в вагоне вообще пока ничего неизвестно.

Вместе с тем в метрополитене ждут официальный документ правительства, ведь именно по решению Кабмина метрополитен и закрывался. Только после получения этой бумаги в подземке будут знать, сколько людей можно перевозить в одном вагоне. Ранее Depo.Киев уже рассматривал все возможные варианты по количеству перевозки пассажиров. Например, если придерживаться самых строгих требований правила "один пассажир на 10 кв. м" в вагоне, то за один раз можно перевозить не более семи пассажиров, учитывая габариты самого вагона. Если же брать во внимание правило про "полтора метра между пассажирами", то в вагон может зайти максимум сорок человек. Однако наиболее реальной является цифра сто пассажиров, которую еще раньше озвучивали чиновники. Хотя обычно в вагоне можна перевозить и по 300 пассажиров. Опять же, все это будут контролировать полицейские и муниципальная стража. Однако не следует забывать, что метрополитен – это не наземный транспорт. В подземке каждая секунда имеет значение, а потому пока неизвестно, как будет происходить процесс подсчета пассажиров, которые смогут зайти в вагон. Обычно поезд стоит на станции всего несколько десятков секунд, и этого времени хватает, чтобы одни пассажиры вышли, а другие зашли в салон вагона. Если же подсчет заходящих пассажиров будет долгим, сразу потеряется главная фишка метрополитена – его мобильность в городе.

Кроме этого, не следует забывать, что с 23 мая также позволят работать магазинам, площадь которых меньше одной тысячи квадратных метров. Теперь можно будет заниматься спортом на спортивных площадках, которые откроют в парках, скверах и возле домов. Это же касается и детских площадок. А вот с 25 мая планируют запустить промышленные базары и даже сельскохозяйственные ярмарки. Следующий этап – 1 июня, когда разрешат работать детским садам и школам, но только для выпускников 11-х классов, которым нужно сдавать ВНО. Также планируют открыть техникумы и вузы, но только для выпускников и абитуриентов. С 1 июня тоже возобновят работу спорткомплексы и фитнес-центры, но без работы бассейнов. Зоны отдыха и пляжи тоже запустят.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев