Пытки очередью, лимит жетонов и переругивание с кассирами: "Новый сервис" в метро Киева

В последнее время поездка в столичном метрополитене для неподготовленного пассажира больше похожа на борьбу с бессмысленными препятствиями и войну за уплату проезда
 

Денис Гонтар

Борьба с жетонами в столичном метро вышла на новый уровень, который просто привел к тому, что пассажиру, чтобы приобрести право на разовый проезд, нужно пройти семь кругов ада. Наглядно это каждый день можно увидеть, например, на станции метро "Вокзальная" – одной из самых первых и оттого "самых маленьких", но при этом самых загруженных станций. Здесь и раньше были очереди, но обычно они ограничивались вестибюлем станции. Теперь десятки, если не сотни пассажиров выстраиваются за жетоном даже на улице.

Одной из главных причин этого является отключение всех автоматов по продаже жетонов. Ранее пассажиры могли воспользоваться этими машинами, чтобы ускорить проход в подземку и "разгрузить" кассы. Теперь же отверстия для купюр в автоматах заклеены объявлениями со странной формулировкой "Я старый и больше не работаю".

Сейчас люди, которым нужно разово воспользоваться метро, не имеют никакой альтернативы и вынуждены идти исключительно к кассам, а они в большинстве случаев работают не все. Очереди также задерживаются из-за споров пассажиров с кассирами – последние на все 100% "отрабатывают" указания сверху относительно продажи одного жетона в одни руки. Поэтому регулярными являются сцены, когда у окошка кассы стоит мужчина, и он вынужден доказывать кассиру, что едет на работу с женой, а поэтому нужно купить два жетона. Кассир непреклонно отвечает, что действует система "Один жетон – в одни руки". После этого мужчине нужно звать к себе жену, чтобы доказать – едут двое. Вечером этой паре надо будет повторить тот же "фокус". Это приводит к еще большему скоплению пассажиров возле касс. Таким образом, система метро просто не справляется с потоком пассажиров, следствие – очереди за жетоном еще с улицы.

Еще в прошлом году киевлянам обещали, что на замену жетонам придут специальные QR-коды для разовых поездок в подземке. На многих станциях специальные автоматы, которые должны продавать коды, установлены, но они не работают.

Таким образом, в метрополитене уже отключили автоматы по продаже жетонов, но не подключили автоматы по продаже QR-кодов. То есть альтернативы автоматам с жетонами просто не существует. Поэтому, если раньше поток пассажиров, которые хотели приобрести жетон, как-то распределялся между автоматами и кассами, то сейчас вся нагрузка легла на плечи кассиров, что и приводит к безумным очередям.

Все эти факторы привели к настоящему коллапсу в метро. На все замечания в метрополитене отвечают любимой песней о том, что пассажиры должны перейти на карточки для пополнения поездок. Мол, покупай себе такую карту и катайся в метро без очередей, еще и дешевле, ведь при пополнении сразу на 50 поездок каждая обойдется не в 8, а в 6,5 грн. Однако даже такая суперкарточка не избавит пассажира от дискомфорта на входе. Например, на станции метро "Лесная" достаточно маленький вестибюль, и очереди за жетонами забирают просто все пространство. Поэтому, даже если у человека есть карточка с поездками, ему все равно придется пробиваться к турникету через толпу людей.

Вместе с тем пассажирам, у которых нет этих карточек, так нормально и не объяснили их преимущества, хотя у метро достаточно возможностей донести нужную информацию людям. Конечно, на станциях в громкоговорителях раздается призыв к покупке карточек для пополнения поездок, соответствующие объявления размещены и на кассах. Но, откровенно говоря, человек, который на нервах стоит 10-15 минут за жетоном, вряд ли будет воспринимать эти объявления, даже если их и услышит. А вот когда у пассажира, который, словно лев, сражался за жетон, "спадают" нервы, он, наконец, заходит в вагон, то там, кроме рекламы супермаркетов или смартфонов, не увидит ничего ни на стенах, ни на экранах. Хотя, казалось бы, такой шанс – зацепить внимание пассажира, который все равно невольно "гуляет" взглядом по салону, и все-таки рассказать о преимуществах карточки. То есть там, где пассажир уже готов спокойно воспринимать информацию и у него есть на это время, а не в адской очереди за жетоном, ему этой информации не предоставляют. И на следующий день он снова привычно идет за жетоном в кассу.

В целом же вся эта борьба с жетонами приводит лишь к продуцированию огромных очередей. В наше время все процессы должны быть максимально ускорены, это и экономически выгоднее. А получается, что пассажир метро должен тратить пять-десять минут, а бывает, и больше, на покупку какого-либо жетона в метро. Иногда быстрее купить с помощью смартфона какую-то бытовую технику через интернет-магазин, чем выстоять очередь за разовым проездным в подземке. Более того, складывается впечатление, что в подземке не заинтересованы в быстрой продаже своей услуги, как это должно происходить в идеале.

Все киевляне слышат от столичной власти о единой системе оплаты проезда в общественном транспорте. Ее вводят, но как-то очень медленно. При этом каждый коммунальный перевозчик действует по-разному, продавая услуги. В наземном транспорте, которым руководит "Киевпастранс", можно купить хоть 100 талонов для разового проезда, а кондукторы сами заинтересованы, чтобы пассажиры покупали больше талонов. В метрополитене же наоборот – хочешь купить, скажем, пять жетонов и принести больше прибыли коммунальному предприятию, которое постоянно жалуется на нехватку средств, но тебе продадут только один жетон. А потом снова и снова киевлянам будут рассказывать об убыточности метро.

И напоследок. Издевательства с очередями за жетоном рано или поздно могут привести к оттоку пассажиров из метро. Конечно, те, у кого нет альтернативы метрополитену во время поездки на работу, останутся пассажирами "подземки". Но есть много горожан, для которых метро может быть лишь одним из видов доезда на работу. Поэтому вместо того, чтобы стоять в безумных очередях за жетоном или даже имея карточку для проезда, пролезать мимо пассажиров, которые стоят за жетонами, тот или другой киевлянин может выбрать вместо подземки маршрутку (которые часто, благодаря "мудрым" решением мэра, дешевле, чем муниципальный транспорт), или троллейбус. В целом в последнее время все свелось к тому, что метрополитен с самого быстрого транспорта города начал понемногу превращаться в обычного перевозчика с бюрократическими замашками. Чего стоят то же правило "один жетон – в одни руки", закрытие автоматов по продаже жетонов, отсутствие автоматов с альтернативным вариантами продажи разовых поездок и безумные очереди в кассы, которые уже стали визитной карточкой подземки.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев