Куреневская трагедия: Как выглядят места катастрофы 60 лет спустя (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Сегодня мало что напоминает о Куреневской трагедии, которая 60 лет назад уничтожила десятки зданий и унесла сотни жизней. На некогда затопленных жидкой грязью территориях об аварии 1961 года свидетельствуют разве что некоторые детали
Ровно 60 лет назад 13 марта для жителей столичной Куреневки могло быть обычным рабочим понедельником. Но случилось иначе: в 9:20 утра в Бабьем Яру прорвало дамбу, которая сдерживала отходы Петровских кирпичных заводов — пульпу, и жилой массив накрыло валом из смеси ледяной воды и почвы. Жидкая пульпа, которая двигалась со скоростью 3-5 метров в секунду, добралась до Куреневки через 10 минут после прорыва. Около 30 гектаров массива оказались под более чем 600 тысячами кубометров грязи. Все, что встречалось на пути этой волны — дома, производственные помещения, транспорт — было разрушено.
Глумление над памятью Бабьего Яра
По мнению историка Института истории Украины Национальной академии наук Виктора Крупины, если бы советская власть успела в 1930-х годах воплотить в жизнь планы по превращению Бабьего Яра в полезную площадь, он мог бы не стать местом трагедии. В годы войны в Бабьем Яру расстреляли около 100 000 человек, две трети из которых были евреями. Место фактически превратилось в братскую могилу и символ уничтожения евреев Киева нацистским режимом.
После Второй мировой войны в Яру планировали создать памятник расстрелянным, но в конце 1940-х годов от этой идеи отказались. "С конца 1940-х у Советского союза началась конфронтация с Израилем. СССР планировал, что Израиль будет его союзником на Ближнем Востоке, но молодое еврейское государство избрало своим геополитическим другом США. Поэтому во внутренней политике Советского Союза произошел крутой поворот — власть перешла к антисемитизму и чествовать евреев в Советском союзе стало нежелательно", — говорит историк.
В то же время после войны вся страна, и Киев в том числе, нуждалась в восстановлении, а соответственно — кирпиче. Около Бабьего Яра работали два Петровских кирпичных завода. Сейчас на их месте остались только карьерные озера.
Но работа заводов тормозилась из-за наличия отходов — пульпы, которую некуда было девать. "Этот вопрос решался в 1950-м, — рассказывает Крупина. — Тогда было два варианта. Первый — перекачка пульпы в пойму Днепра. А второй — складирование пульпы в отрогах Бабьего Яра. Он в то время был глубоким рвом длиной до 2,5 километров и высотой до 50 метров. Вместить он мог более 4 млн кубометров отходов".
Поскольку перекачка пульпы в Днепр обошлось бы дороже, а Бабий Яр и расположен ближе, и организовать перекачку пульпы туда проще, этот проект можно было реализовать, еще и выровняв Яр и проложив там дорогу. Поэтому выбор был очевиден. По словам Крупины, здесь было три выигрышных момента для советской власти: обеспечить бесперебойную работу заводов, проложить через Яр дорогу, еще и походя насолить геополитическому врагу.
После Куреневской трагедии в обществе даже бытовало мнение, что это — наказание за надругательство над Бабьим Яром.
Сегодня, кроме мемориала памяти жертв Холокоста, на одном из проходов к Яру, возле остановки общественного транспорта с очень "удачным" названием "Парк отдыха", стоит неприметный на первый взгляд памятник — к 45-летию Куреневской трагедии. Неухоженный: цифры с годами отпали, часть конструкции отломана.
Положиться на "авось"
В Бабьем Яру было три отрога. Два меньших были заполнены первыми, авария произошла на третьем, самом большом. Технология замыва предусматривала, что отходы разжижаются водой, перекачиваются в Яр в течение восьми часов, восемь часов отстаиваются, чтобы вся грязь осела, а затем в течение восьми часов вода откачивается.
"Мало того, что сам проект, который был экспериментальным для СССР, был несовершенен, были нарушены еще и его требования. Трубы, которые откачивали воду, были тоньше и не справлялись с таким количеством воды. Это во-первых. Во-вторых, сама дамба была сделана почти из того же материала, которым заполняли отроги. Ну и, наконец, рабочие заводов пытались перевыполнить производственные планы и намывали Яр "под самое горло", — рассказывает историк. Некоторые источники также утверждают, что заводы работали в три смены, что вообще не давало достаточного количества времени на отстой смеси и откачку оттуда воды должным образом.
Первые звоночки к трагедии появились еще 11-12 марта — вода уже тогда начала небольшими ручейками просачиваться через дамбу. Проблемы с подтоплением там были и раньше, больше всего от них страдало Подольское трамвайное депо.
Утром 13 марта электротранспортники первыми заявили о затоплении, тогда и были вызваны две пожарные машины для откачки воды. "Но каких-то чрезвычайных мер — прекратить движение транспорта, эвакуировать людей с этой территории, власти не предприняли, потому что полагались на всем известное "авось", — говорит Крупина.
А уже в 9:20 утра плотину, которая сдерживала огромное количество жидкой грязи, прорвало. Сейчас на ее месте построили другую — бетонную, как утверждают некоторые источники — дамбу длиной 172 метра и высотой 25 метров. Однако, по словам Крупины, подтверждений тому, что она бетонная, нет. Забетонирована только дренажная система у подножия дамбы. Именно такая плотина должна была предусматриваться первоначальным проектом. На гребне дамбы высадили тополя.
Понять, что это гидротехническое сооружение, рядовому гражданину сейчас практически невозможно. Журналистка Depo.Киев узнала ее исключительно по тополям.
Через 60 лет после катастрофы
Значительная масса разрушений пришлась на жилые дома. По неполным подсчетам, было уничтожено 60 одно- и двухэтажных деревянных домов, а также 10 бараков-общежитий. Сейчас эти места, конечно, не узнать.
Большим повреждениям подверглись Копыловское кладбище, детский сад, стадион "Спартак", роддом и городская больница №15.
Некоторые источники утверждают, что была затоплена еще и больница имени Павлова, которая расположена на высоте. Потерпела ли она каких-то заметных разрушений, неизвестно, но сейчас она местами выглядит так, будто это правда, причем с тех пор ее так и не восстанавливали.
На территории больницы — разломанные заборы, какие-то развалины, а если посмотреть на нее снизу, с улицы Телиги, можно увидеть промоины, которые оставили после себя потоки воды.
Около ступеней к Кирилловской церкви установлен памятный крест жертвам Куреневской трагедии. Но, к сожалению, мало кто из прохожих смог ответить на вопрос, что это за трагедия.
Состояние городской больницы №15 тоже оставляет желать лучшего.
Стадион "Спартак" выглядит довольно прилично. Хотя и несколько запущен.
Гораздо хуже выглядит Подольское трамвайное депо, которое селевой волной было уничтожено полностью. О последствиях аварии напоминает памятник с именами всех работников, которые тогда погибли. Это первый памятник жертвам Куреневской катастрофы в Киеве. Его в 1995 году установили сами работники депо в память о погибших коллегах.
Также вследствие аварии сильно пострадал рельсосварочный завод Юго-Западной железной дороги. Сейчас на его месте оборудован Куреневский парк.
Точно оценить человеческие потери до сих пор не представляется возможным
Такая масштабная катастрофа не могла остаться незамеченной, но советская власть, в своих лучших традициях, пыталась скрыть это событие и уменьшить количество погибших в официальных сообщениях. Первое сообщение в газете о трагедии, которая, напомним, произошла 13 марта, появилось аж 31 марта — в "Вечернем Киеве". Слухи по городу, разумеется, распространились намного быстрее.
В том же сообщении советская власть озвучила количество жертв — 145 человек. И хотя, по словам историка Виктора Крупины, эта цифра обоснована, к ней нет доверия. Тогда люди этому не верили тоже, учитывая масштабы катастрофы.
"Огромная площадь залита грязью. Как могло погибнуть только 145 человек? Это жилой район, здесь проходит магистраль — троллейбусы, трамваи, автобусы — и всего-навсего 145 человек погибло. Поэтому люди предполагали, что жертв несколько тысяч. Но обоснования этих предположений нет. Это субъективное мнение людей, учитывая огромные масштабы разрушения", — говорит Крупина.
Как рассказал историк, есть несколько названных цифр. Первая — официальная — 145 погибших. Вторую озвучил в своих воспоминаниях Петр Шелест, который тогда возглавлял Киевский областной комитет Коммунистической партии Украины — 198 погибших.
"Большая, чем официальная цифра, но тоже непонятно, откуда она взялась. И наконец - третья цифра, это около 1,5 тысячи человек, она появилась в обращении благодаря исследованиям киевского краеведа Александра Анисимова, который в начале 2000-х годов впервые подробно рассказал об аварии. Но эта цифра у него также необоснована. Непонятно, она взята из каких-то документов, или он подсчитал на основе других каких-то данных", — говорит Крупина.
Также он рассказал, что единовременное пособие после аварии получила 541 семья, а из них на похороны получили помощь 119 семей. Впрочем, одна семья могла потерять двух-трех человек, а могла погибнуть и вся семья. Сам же историк называет довольно размытую пока цифру - в несколько сотен. "На сегодняшний день очень мало данных, чтобы поставить точку в этом вопросе", — говорит он.
Для того, чтобы скрыть масштабы трагедии, умерших хоронили на разных кладбищах. Некоторые источники утверждают, что жертвам даже меняли даты смерти.
Сейчас район живет своей обычной жизнью. И о том, что 60 лет назад все здесь было разрушено, а сотни людей погибли под завалами грязи, напоминают лишь три неприметных памятника.
Фото: Екатерина Эйхман
Читайте также: Как выглядела Куреневка сразу после трагедии и как о Куреневской трагедии рассказывали очевидцы
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев