Метро и трамвай за 21 грн: Подскочат ли цены на проезд в Киеве и когда ожидать подорожания
Столичные транспортники снова подняли вопрос о повышении стоимости проезда в метро, трамваях и автобусах. Причем на этот раз их аппетиты оказались непомерно высокими
В Киеве снова заговорили о подорожании проезда в общественном транспорте, объясняя такую необходимость бешеными убытками, которые нанесла эпидемия коронавируса и жесткие карантинные ограничения. Исходя из требований столичных транспортников и заявлений представителей местной власти, можно сделать вывод, что в ближайшее время в Киеве все же могут значительно повысить стоимость проезда.
Depo.Киев разбиралось, что будет с ценами на проезд в транспорте столицы и когда следует ожидать возможного подорожания.
Требуют тариф 21 грн
На прошлой сессии Киевсовета представители КП "Киевский метрополитен" и КП "Киевпастранс" просили столичную власть выделить средства из бюджета или просмотреть тарифы на проезд. "Вызовы пандемии серьезно повлияли на нашу работу за последние два года. Мы видим два возможных пути решения этой ситуации: поддержка средствами городского бюджета. Или пересмотр существующего тарифа на перевозку пассажиров", — говорилось в обращении транспортников к городской власти.
По подсчетам Киевского метрополитена и "Киевпасстранса", экономически обоснованный тариф на проезд в метро в настоящее время составляет 21,05 грн, в наземном транспорте — 25,18 грн, а в городской электричке — 78,90 грн.
В метро отметили, что с начала пандемии пассажиропоток значительно упал (с 495,34 млн пассажиров в 2019 году до почти 279,5 млн пассажиров в 2020 году и до 85,163 млн пассажиров за 4 месяца 2021 года). В предприятии отметили, что из-за этого есть риск задержки или невыплаты зарплаты работникам.
Митинг транспортников под КГГА. Фото: UBR
На следующий день мэр столицы Виталий Кличко заявил, что себестоимость проезда в киевском транспорте составляет 15 грн. "В Киеве серьезные вызовы относительно транспорта, так как он у нас дотационный. Чтобы он выходил в ноль, мы из бюджета Киева еще платим более 2 млрд грн ежегодно. Одновременно мы закупаем транспорт и увеличиваем зарплату. Могу сказать страшную цифру: себестоимость проезда в транспорте — 15 грн", — сказал мэр Киева.
Первый заместитель председателя КГГА Николай Поворозник заявил, что решение о повышении цены на проезд в Киеве будут принимать после анализа соответствующих расчетов
По его словам, обращение "Киевского метрополитена" и "Киевпастранса" относительно повышения цены за проезд или компенсации потери предприятий за время пандемии передадут в департамент транспорта и департамент экономики. "Будет произведен анализ расчетов. После этого будет приниматься решение. Само изменение тарифов является достаточно длительным — это процесс 2-3 месяцев минимум", — отметил Поворозник.
Отметим, что 13 мая Киевсовет принял решение об обращении Киевского городского совета к Кабинету министров относительно компенсации выплат за льготный проезд отдельных категорий граждан из бюджета Украины с целью недопущения поднятия стоимости проезда в общественном транспорте. В обращении говорится, что вопреки требованиям Конституции, государство отказалось финансировать из госбюджета гарантированный ней льготный проезд, который был установлен решениями государственных органов.
Проезд в Киеве точно подорожает
Скорее всего, киевлянам стоит ожидать повышения стоимости проезда в транспорте. Сначала в метро, трамваях, троллейбусах и коммунальных автобусах, а потом и в маршрутках. Вопрос лишь в том, когда подорожает проезд и насколько. Такое мнение высказал эксперт по транспортному моделированию Дмитрий Беспалов в колонке на сайте Liga.net.
По его словам, для расчета себестоимости проезда необходимо разделить суммарные затраты на количество перевозимых пассажиров. "Обычно, тариф не покрывает себестоимость и разница дотируется из городского бюджета. Так делается в том числе для приоретизации общественного над личным транспортом. А также для такой социальной функции, как обеспечение равной транспортной доступности для всех горожан. Это общеевропейская практика, и это считается цивилизованной нормой", — отметил эксперт.
Также Беспалов подчеркнул, что тариф на проезд в транспорте, в первую очередь, должен быть справедливым. По его мнению, тариф в размере 21 грн и выше, который предлагают транспортники, таковым не является. Во-первых, потому, что киевляне не могут быть уверены в работе коммунальных предприятий, которые работают с бюджетными средствами, наличными, а также при низких зарплатах и плохом контроле, во-вторых, сеть маршрутов общественного транспорта Киева еще с 2016 года ожидает реформы, которая заключалась в сокращении дублирующих маршрутов, что снизило бы себестоимость перевозки пассажиров.
Проезд в общественном транспорте Киева
В-третьих, эксперт напомнил, что в столице все еще работают два вида общественного транспорта: коммунальный и маршрутки. "Маршрутчики "прокручивали" ежегодно более 3 млрд грн наличности, полученной от пассажиров. Это консервировало нынешнюю систему, неизбежно раздувая аппетиты элементов, которые следуют или даже курируют потоки наличности. Возможно, именно это нам всегда мешало по-настоящему реформировать наш общественный транспорт", — пишет Беспалов.
По мнению эксперта, повышение стоимости проезда в Киеве стоит ожидать летом, но не до 21-25 грн, а до 12-15 грн за одну поездку: "Оно будет летом, когда все будут в отпусках, так это легче проглотить".
Он отметил, что качество услуг в транспорте после подорожания не повысится, ведь для этого нет никаких предпосылок. Также Беспалов выразил уверенность, что зарплаты столичных транспортников также не повысятся, только могут быть проиндексированы. "Это будет консервативное обычное, привычное подорожание — не первое и не последнее. После Киева тарифы поднимут в других городах Украины. Все этого давно ждут. Но столица должна быть первой", — подчеркнул эксперт.
Что нужно делать
Дмитрий Беспалов отмечает, что разовый проезд в общественном транспорте Киеве и должен стоить дорого. По его словам, это необходимо не для прикрытия плохой работы неэффективного перевозчика и непомерных аппетитов кураторов потоков наличности, а для мотивации горожан покупать длительный абонемент на проезд (на квартал или на год). "Чтобы даже у самых ярых автомобилистов в кошельке была городская транспортная карта", — пишет эксперт.
Он описывает четыре шага и условия для реализации подобной идеи:
- Принятие Закона, который имплементирует Регламент (ЕС) 1370/2007, который делает необходимым городу закупать у перевозчиков их транспортную работу, то есть платить за км пробега и самостоятельно организовывать сбор денег за проезд;
- Оптимизация маршрутной сети с устранением дублирующих маршрутов;
- Внедрение комплексной системы электронного билета;
- Урегулирование ситуации с льготниками, например, путем монетизации их льгот.
В случае принятия вышеупомянутых норм, киевляне могли бы рассчитывать на справедливый тариф на проезд. "Пока, видимо, это только фантазии. Нынешняя ситуация, вероятно, не позволит настолько изменить правила игры. Да и люди, которые принимают решения по развитию общественного транспорта, им не пользуются. К сожалению", — подытожил эксперт.
Проезд в метро Киева
Как менялась цена на проезд в Киеве
За последнее десятилетие в Киеве четыре раза повышали стоимость проезда в общественном транспорте. В сентябре 2010 года стоимость разовой поездки в метро составляла 2 грн, а проезд в троллейбусе, автобусе и трамвае составлял 1,5 грн.
В таком диапазоне тарифы держались следующие 5 лет, до февраля 2015 года, когда проезд подорожал в два раза. В том же году представители городской власти отмечали, что в ближайшее время стоимость проезда повышаться не будет, но так продолжалось лишь полтора года: в мае 2017 года проезд в метро вырос до 5 грн за одну поездку, а в наземном транспорте — до 4 грн. Тогда же в КГГА отметили, что экономически обоснованный тариф на одну поездку составляет около 7 грн, но подняли его только до 5 грн.
Последний раз стоимость проезда в Киеве выросла в июле 2018 года, когда тарифы в наземном общественном транспорте и метро выросли до 8 грн за одну поездку. Представители городской власти отмечали, что в стране выросли цены на электроэнергию в 5,4 раза, подорожало дизельное топливо — в 1,5 раза, стоимость шин — в 1,5 раза. Также отмечалось, что из-за низких зарплат в КП "Киевпастранс" и "Киевский метрополитен" не хватает специалистов.
Учитывая последние заявления чиновников о себестоимости проезда в 15 гривен, обращение Киевсовета в Кабмин с просьбой выделить дотации на покрытие льготного проезда, требования работников транспортных КП и сходство аргументов представителей власти и коммунальщиков по повышению стоимости проезда в прошлые годы можно сделать вывод о том, что в ближайшем времени киевлян все же ожидает подорожание проезда в транспорте как минимум до 12 грн. Также отметим, что качество транспортных услуг это вряд ли улучшит, как это было и в прошлые случаи после повышения стоимости проезда, тем более, что на этот раз транспортники требуют повышения тарифов не ради улучшения качества работы, а для выживания и покрытия долгов, о чем говорят открыто.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев