Народ против шляпы: Как украинцы рассорились из-за традиции, которой не было
Скандал с украшением на главной елке страны, похоже, стал катализатором для того, чтобы новейший киевский обычай стал незыблемым официальным требованием к празднику
Неподвластная коммунальщикам гололедица и волшебная шляпа на главной елке страны — то, что волновало, возмущало и захватывало внимание киевлян на предыдущей неделе, хотя в целом в столице произошли куда более важные для ее жизни события — разделение комиссий в новом Киевсовете, например. С тотальными катками, по большому счету, так и не разобрались: хотя покрываться льдом город начал еще в четверг вечером, более или менее передвигаться по нем стало возможно только в воскресенье, когда столбик термометра поднялся до уверенного плюса. При этом под вечер, когда температура поползла вниз, пришлось снова вспоминать навыки бытового фигурного катания. А вот победа над декором была полная и убедительная: организаторы праздника на Софийской быстро сориентировались, куда ветер дует, сняли нетрадиционную верхушку и заверили, что привычная звезда появится вот-вот, как настоящее рождественское чудо.
фото: facebook.com/FolkUkraine
Победа победой, а кисловатый привкус после нее остался. Ведь возникает вопрос, а что же все же защищали и все-таки защитили жители города, возмущенные "шапкой" на елке, и были ли основания для, как сейчас говорят, хайпа вне банального "нравится — не нравится".
Читайте также: Шляпу украл Янукович: Как киевская елка через семь лет вернулась в повестку дня.
Шляпоненавистников и их претензии можно разделить на несколько групп. Первая — хейтеры эстетические: им предложенное оформление просто не нравится — и все тут. Вторая — поборники традиций, увидевшие в шляпе на елке наступление на исконно украинское и христианское. По их убеждению, на елке обязательно должна быть звезда (церковь быстро подсказала, какая именно — восьмиугольная "вифлеемская"), все остальное — ересь. Третья группа — конспирологи: они заподозрили в появлении колпака преднамеренный злой умысел, намерение заменить украинское заморским (шляпа ассоциируется с Гэндальфом из "Властелина колец" или еще каким-то "Гарри Поттером") с последующей денацификацией поколений, причем часто связывают это с нынешней "зеленой" властью.
Отдельно следует упомянуть церковь, которая тоже не осталась в стороне. Протестанты, к примеру, увидели в шляпе ведьминский атрибут, пренебрежение чувствами религиозных киевлян и осквернение символа вечной жизни, которым является елка. В ПЦУ в XXI веке тоже забоялись "ведьминой шляпы" и заявили, что главная елка — не место для экспериментов, тем более что она "в последнее время стоит на без преувеличения святом месте" (очевидно, имеется в виду расположенная перед входом в Софию могила Владимира Романюка, — ред.).
фото: facebook.com/FolkUkraine
Что касается первой группы претензий, то все просто: их, конечно, можно назвать вкусовщиной, но в целом такая позиция исчерпывающая. Ну, не "зашло" людям, не готовы они к экспериментам и честно об этом сказали. Точка. А вот что касается иных...
Европейские новогодние ценности
В общих чертах узнать историю появления новогодней елки в Украине можно, например, в "Википедии". Если кратко, то традиция эта относительно (как для исторического процесса) молодая и пришла в наши края из Западной Европы в конце XIX — начале ХХ века. Лет сто назад она окончательно прижилась, а до того была скорее городской и барской модой, поскольку простой народ елок не ставил и не украшал. Это не хорошо и не плохо: точно так же сейчас приживаются зарубежные традиции праздновать, к примеру, День святого Валентина или Хэллоуин. Более того — точно так же мы сейчас учимся отмечать, скажем, День матери вместо 8 Марта, возрожденный Покров или украинский Щедрый вечер.
Следующий вопрос касается звезды, восьмиугольной или любой другой. Разобраться, является ли она обязательным атрибутом для елки, как некоторые убеждены, поможет пара простых запросов в "Гугле": old christmas postcards и "старые рождественские открытки". Первый подскажет, в каком виде оригинальная новогодняя елка, вероятно, пришла в Украину, что именно перенимали местные господа и дамы сто и более лет назад. Второй подскажет, какой была тогдашняя украинская традиция и как интегрировались праздничные заимствования в нашу рождественскую культуру.
Итак, запрос на английском выдает большое количество открыток, на которых можно увидеть румяных детей, импортных святых Николаев, отнюдь не похожих на нынешнего повсеместного очкарика Санта-Клауса (он появится только в 1931-м) и наших героинь — елок. В том числе с процессом их рождественского наряжания. И можно уверенно сказать, что далеко не все они со звездами. Более того, они в основном вообще без каких-либо украшений на верхушке. Которые, впрочем, встречаются, но это, скорее, добрая воля художника. Поэтому можно сделать вывод, что звезда на елке на время прихода этой традиции в Украину обязательной не была.
Теперь посмотрим результаты поиска на украинском. Сразу заметим, что территориальное происхождение открыток, а следовательно и традиции, сейчас затрагивать не будем. Здесь звезда уже частый "гость", вот только сама по себе, поскольку на елках она встречается в единичных случаях. Из чего можно сделать вывод, что она действительно является важным символом в праздновании Рождества по-украински и заслуживает заметного, доминирующего места в оформлении. Но это место — не обязательно на елке: изначально звезда вообще к рождественскому дереву не привязана. Поэтому ничьего исконного святого места на елке киевская шляпа, если быть справедливым, не забирала. При условии, что звезда в принципе предусматривалась в оформлении.
Еще одна деталь: количество лучей. Оно на старых открытках разное: есть и четырех-, и шести-, и даже семиконечные звезды. Но восьмиконечные, бесспорно, самые распространенные.
Поэтому можно сделать несколько выводов. Во-первых, традиция украшать елку на Рождество для Украины относительно молодая — в отличие от вертепов, например. Вифлеемская звезда в украинской околорождественской символике занимает особое место, но нет свидетельств, что она обязательно на верхушке елки, поэтому и это на давнюю традицию не тянет. А вот где елка и звезда шли вместе часто и с самого начала, так это в Советском Союзе. Вот только свет с неба был не вифлеемский, а кремлевский. Подтверждение — по запросу "старые советские новогодние открытки".
В поисках денационализации
Следующая остановка — на упреках, мол, украинцев намеренно отваживают от их культуры, переписывают им, так сказать, культурный код. Чтобы разобраться в этом, следует понимать, кто и как делает новогодний праздник на Софийской площади.
А этим уже семь послемайданных лет, с 2015 года, занимается проект Folk Ukraine. Из года в год они придумывают какую-то "фишку", вокруг которой создают оформление Софийской площади (а это только одна из их новогодних локаций в городе). Последние пару-тройку лет у них идет сказочная тема: 2019-й Софийская площадь встречала в холодных ледяных тонах, что так или иначе заставляло вспомнить о Снежной королеве, нынешний, 2020-й, — в стиле "Щелкунчика". И если это знать, то идея новогоднего оформления в стиле "волшебного леса", пусть с элементами "Хоббита", "Гарри Поттера" или любых других популярных иностранных фэнтези, воспринимается как вполне естественная и логичная. То, что не все ее поняли, — вопрос десятый.
Особую пикантность придает тот факт, что именно проект Folk Ukraine за семь последних лет на Софийской площади сделал восьмиугольные звезды на главной елке нормой. К тому же, пока празднования были на Майдане Независимости, восьмиугольная зависимость у елочной звезды не наблюдалась. Единственное — она была не советская.
О чувствах верующих
Поношение христианских ценностей — отдельный лейтмотив в истории со шляпой. Здесь и "святое место", и "место между двух больших церквей" (тот удобный момент, когда полицейское главуправление между ними можна не замечать), и "ведьмин колпак"... Вообще, когда в XXI веке кто-то начинает говорить о ведьмах и это подхватывает куча взрослых людей с высшим образованием и "бесовскими машинками" с "сатанинским 5g" в руках, это вызывает по меньшей мере недоумение. Прошлогодние крысиные празднования под Святой Софией никого не напрягли — видно, место еще было недостаточно святое. А вот нынешний сказочный колпак на елке — уже не то. Святость под угрозой.
Вообще, это популярный инструмент манипулирования общественным мнением — обратиться к иррациональному, прикрыться религией. У рядовых украинцев, соответственно, прекрасно срабатывает принцип "в любой непонятной ситуации становись набожным", что не мешает им делать кучу разного и нехристианского в иное время. Вот только не следует забывать, что Украина — пока что светская страна, где церковь отделена от государства. А главная елка — для всех, а не только для верующих. Наконец, церковь легко могла бы поставить у себя каноническую елку и призвать праздновать с ней, но сработала "по старинке" — подлила масла в огонь бессмысленного гражданского конфликта вместо того, чтобы призвать к мудрости и пониманию. И это печально.
Иронии добавляет и то, что в этом году Вифлеемская звезда — настоящее астрономическое явление — сошла бы даже над колпаком. Увидеть ее можно будет как раз в день зимнего солнцестояния, 21 декабря, в северо-западной части неба
фото: facebook.com/FolkUkraine
Рождение традиции
Хайп вокруг шляпы для украинского общества привычен до оскомины и замешан на извечном неприятии нового и банальном невежестве, вере на слово. С одной стороны — неготовность отойти от привычного, страх перед любыми экспериментами. С другой — игра на эмоциях под лозунгом защиты христианских или еще каких-то ценностей, о которых уже в следующее мгновение украинцы забудут.
Но если быть честным, то главное во всех претензиях — банальное "не нравится". Все остальное — оправдание. Шляпа на елке не нарушала каких-либо давних традиций в силу их отсутствия, угрозу придумали и успешно раздули. Впрочем, вопрос, когда мода, новейшее веяние становятся традицией, остается открытым. И очень похоже на то, что украинцы сейчас стали свидетелями и участниками ее создания и формирования, здесь и сейчас. Причем ложится она на очень питательный советский грунт с его "елочкой со звездой" как обязательными атрибутами праздника. Церковь, вовремя "подсуетившись", закрепила в народном сознании, что правильная звезда — вифлеемская, восьмиугольная. Новый новогодний канон, кажется, состоялся, донесен до широкой общественности и зацементирован в информационном пространстве. Украинская звезда вознеслась с народных вертепов в новогоднее небо.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев