Как не стать жертвой телефонных мошенников
Время от времени мы узнаем новости или слышим от знакомых о том, как доверчивые украинцы становятся жертвами мошенников, но свято верим в то, что с нами такого не произойдет
Журналистка Depo.Киев сама едва не стала жертвой телефонных аферистов. Поэтому мы решили исследовать истории, которые случались с украинцами после общения с мошенниками.
Это был обычный рабочий день, и я придирчиво всматривалась в монитор компьютера, когда зазвонил мобильный. Увидев незнакомый номер, начинавшийся с "067", я, не отрывая глаз от статьи на экране, ответила на вызов.
- Слушаю вас.
- Служба безопасности "Ощадбанка" беспокоит. Есть ли у вас карточка нашего банка? - ответил мне хорошо поставленный мужской голос.
- Какого банка? - переспросила я.
- "Ощадбанка", - раздраженно сказал мужчина.
- Нет, нет. Но когда-то карточка у меня была. Очень давно, - отвечаю, уже не понимая, зачем я рассказываю об этом неизвестно кому.
- Вы пользуетесь услугами другого банка? Какого именно? Карточки каких банков у вас есть? - вдруг посыпались вопросы на другом конце провода.
- Возможно и пользуюсь... А зачем вам это? - спросила в свою очередь я.
- Пользуйтесь и дальше, - быстро ответил мужчина и бросил трубку.
После этого разговора стало как-то жутко. Тогда я решила еще раз позвонить на этот номер, но он постоянно был занят. Стало окончательно понятно, что это - мошенничество!
Быстренько проглядев форумы в интернете и почитав истории обманутых украинцев, я узнала о различных видах мошенничества, с которыми приходится сталкиваться людям. Цель работы мошенников неизменна - заставить вас отдать им деньги. А вот методы постоянно меняются.
Например, Максим пишет, что ему позвонили 3 марта и также представились службой безопасности "Ощадбанка". "У меня спросили, когда я последний раз пользовался услугами этого финансового учреждения. Ответил - никогда в жизни. Опять вопрос - картой какого банка я пользуюсь? Я попросил собеседника представиться, он назвал свою фамилию (из головы моей вылетело моментально)", - пишет киевлянин.
По словам корреспондента, он ответил собеседнику, что пользуется услугами другого банка, назвав его название. "Разговор длился 1 минуту 33 секунды. На вопрос, каков баланс на моей карте, я ответил, что в районе 200 грн. Мужчина сказал, что моя информация будет проверена и положил трубку. "Чудесный звоночек", - подумал я и проконсультировался с оператором банка. Услышав мой рассказ, оператор сказала, что это - мошенники", - пишет Максим.
А вот "форумчанка" Светлана была более подготовлена к разговору. "Также звонят с номера "091", представляются сотрудниками "Ощадбанка", многие спрашивают, - пишет женщина на одном из форумов. - Потом просят продиктовать последние цифры на карточке. На вопрос, мол, с какой стати мне это по телефону диктовать, отвечают что-то неразборчиво о верификации и пластике. На мое категорическое "вышлите официальное письмо из "Ощадбанка" - бросили трубку".
К счастью, эти люди вовремя поняли, что на том конце провода не работники банка, и поэтому их сбережения остались на их карточках. Но так было не у всех.
Например, девушка по имени Екатерина пишет, что неизвестный мужчина позвонил ее дедушке, выведал необходимую для себя информацию и снял с банковской карты всю пенсию.
В свою очередь, еще один обманутый по имени Антон пишет, что эти мошенники имеют какой-то доступ к счетам банков. "Сегодня обманули мою жену, она даже не поняла, как пополнила им счет на 1500 гривен. При этом ей назвали точную сумму баланса на карте, набрала 3 цифры и все – денег нет", - сокрушается человек.
Интересно, что иногда мошенникам достаточно только номера карты, который выбит на пластике. Например, посетитель одного из форумов написал, что его теща сказала неизвестному лицу по телефону только номер карты. ПИН-код женщина даже не говорила, а деньги со счета сняли.
Таких историй в Интернете множество. Случаи так называемого "фишинга" случаются постоянно. Фишинг – это мошенничество в сети. А название этого приема мошенников произошло от англ. fishing - "ловля на живца".
Самая простая разновидность фишинга - это банальный обман по телефону: мошенник выдает себя за работника банка, и, ссылаясь, например, на сбой в компьютерной системе и потерю данных, просит клиента напомнить реквизиты своего карточного счета.
Понять, что на проводе мошенник, можно сразу после того, как у вас попросят назвать ваш PIN-код и код, который изображен на обороте вашего пластика (CVV2 / CVC2 - используется при совершении покупок в Интернете). Оба кода - это тайна, которую ни в коем случае нельзя сообщать ни банку, ни кому-либо еще.
Кроме того, никогда служба безопасности банка или настоящие работники финучреждения не будут вам перезванивать, чтобы уточнить дополнительные данные по карточке. Так делают только мошенники!
Перечитав десятки историй о телефонных мошенниках, можно вывести несколько правил, как не стать жертвой аферистов.
1. Если вам позвонили неизвестные и представились работниками банка, в котором вы обслуживаетесь, скажите, что можете лично прийти в любое отделение финучреждения и на месте решить все вопросы. Обычно телефонные мошенники после такого ответа сразу бросают трубку.
2. Представители банка преимущественно звонят со стационарных телефонов. Если же "банкиры" звонят с какого-то неизвестного мобильного номера, это должно сразу насторожить. Постарайтесь сконцентрироваться и сразу воспринимать незнакомца как телефонного мошенника. Во время такого общения нужно иметь холодный разум, а не руководствоваться эмоциями. Если чувствуете, что аферист давит на вас, и вы не можете справиться с этим, лучше сразу бросайте трубку и больше не отвечайте на звонки с этого номера.
3. Ни при каких условиях не сообщайте данные вашего личного счета в банке или карточки третьим лицам. Это ваши персональные данные, которые должны знать только вы.
4. Если по какой-то причине все же случилось так, что вы дали данные своей карты, незамедлительно сообщайте в банк, заблокируйте карту, а потом делайте себе новый "пластик". Возможно, сможете сыграть на опережение, и мошенники не успеют снять ваши средства.
5. Если вы таки пообщались с телефонными аферистами, то после этого позвоните в сервисную службу мобильного оператора, с которого был совершен звонок. Большинство операторов ведут специальную базу номеров, на которые жаловались в отношении мошенничества. Возможно, оператор вообще заблокирует этот номер. Кроме того, желательно предупредить банк, от имени которого звонили потенциальные аферисты. Служба безопасности финучреждения должна также решать вопрос с телефонными мошенниками. Ну и желательно подать заявление в полицию.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев