Транспортный коллапс или польза для города: Надо ли Киеву перекрытие движения возле Бессарабского рынка

В Киевсовете хотят перекрыть движение по Бессарабскому проезду, но поможет ли это в полной мере решить проблемы Бессарабки, остается вопросом

Сергей Фоменко
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Киев
Транспортный коллапс или польза для горо…
Вид на Бессарабскую площадь

Столичные депутаты собираются подать в Киевсовет проект решения о создании пешеходной зоны возле Бессарабского рынка. В частности, председатель фракции "Голоса" в Киевсовете Григорий Маленко на своей странице в Facebook выдвинул идею освобождения Бессарабки от автомобилей, а именно — перекрытие движения по проезду между Бессарабским рынком и ТРЦ "Арена-Сити" и создание там пешеходной зоны.

"Кто живет в Киеве, тот знает, что дорога между Бессарабским рынком и ТРЦ "Арена-Сити" - это де-факто нечто среднее между парковкой, пешеходным переходом и полноценной автомобильной дорогой. Для пешеходов это своеобразный квест, как проскакать на противоположную сторону между трех полос, две из которых занимают припаркованные автомобили", — написал Маленко. С последним утверждением нельзя не согласиться, ведь перейти там дорогу можно только через подземный переход возле Бассейной или на Крещатике.

Бессарабский проезд

Бессарабский проезд

Маленко привел три аргумента за обустройство пешеходной зоны на Бессарабке. Первым является то, что Бессарабская площадь — историческое место и центр уникальных заведений питания и развлечений, однако ее потенциал, по мнению депутата, сдерживает нынешняя организация дорожного движения. Создание пешеходной зоны, по его словам, поможет экономическому развитию района.

В то же время в комментариях под его постом некоторые пользователи заявляют, что как раз именно малый бизнес и может выступить против этой идеи. Ведь клиенты не смогут припарковаться непосредственно у рынка, магазинов и заведений.

На проблему с парковкой стоит обратить внимание отдельно, ведь машины с проезда на Бессарабке нужно будет куда-то убрать. Сейчас для этого в пределах пешей доступности существует несколько мест, в том числе парковка на 500 мест в ТЦ "Мандарин-Плаза" на улице Бассейной, 6, парковка в ТРЦ "Гулливер" на 386 мест на Спортивной площади, 1, и парковка в ТРЦ "Парус" на 400 мест на улице Мечникова, 2.

Вторым аргументом для создания пешеходной зоны депутат назвал тот факт, что Бессарабская площадь ежегодно занимает первое место по уровню загрязнения воздуха в Киеве из-за пробок и значительного трафика вокруг рынка. И это действительно так: Бессарабская площадь регулярно попадает в рейтинг самых загрязненных мест столицы.

Третий же аргумент Маленко — безопасность и комфорт киевлян. Он отметил, что предложение создания пешеходной зоны на Бессарабском проезде было в рекомендациях Всемирного банка в исследовании устойчивого развития общественного транспорта.

Но также депутат говорит, что воплощение такой идеи в жизнь может создать проблемы для автомобилистов из-за необходимости поиска альтернативы для проезда. По этому поводу некоторые киевляне выразили мнение, что на Бессарабском проезде необходимо просто запретить парковку, но не делать его пешеходным из-за потенциальной угрозы усиления пробок. Кроме этого, в комментариях вспомнили, что проезд — не самое уместное место для создания пешеходной зоны для прогулок, а его перекрытие для движения автомобилей не изменит ситуацию в столице коренным образом.

Depo.Киев решил разобраться в этом вопросе и выяснить, поможет ли Киеву создание пешеходной зоны возле Бессарабского рынка.

Планы депутатов по Бессарабки

Как рассказал Depo.Киев Григорий Маленко, для воплощения идеи пешеходной зоны на Бессарабке в жизнь нужно заручиться поддержкой большинства депутатов. По его информации, общество и представители бизнеса, работающие в районе Бессарабского рынка, одобрительно отнеслись к созданию там пешеходной зоны.

Депутат подчеркнул, что концепция возвращения улиц пешеходам практикуется в Европе последние 40 лет и не является новой. Идеи преобразования Бессарабского проезда в пешеходную зону раздавались в 2016-м и 2018 году. Так, в 2016 году директор департамента транспортной инфраструктуры КГГА Сергей Майзель уже обещал сделать Бессарабскую площадь пешеходной в выходные и праздничные дни, а затем, если тестирование окажется успешным, то реализовать инициативу на постоянной основе.

Также в 2018 году тогдашний заместитель директора транспортного департамента КГГА Дмитрий Рахматуллин заявлял, что пешеходную зону планируют продолжить с Крещатика до Бессарабской площади. Чиновник обещал, что проект реализуют после создания пешеходного Подола, но как и за два года до этого, обещания так и не были воплощены в жизнь.

"Мы в активном диалоге с представителями общины, экспертами траспорта, логистики и экологии. Проект Бессарабки стал первым, потому что была проведена основательная экспертиза и хороший анализ. Есть запрос на то, чтобы там появился хотя бы нормальный пешеходный переход", — рассказал Маленко. Депутат отметил, что авторы идеи не стремятся сделать улицы пешеходными и ущемлять права автомобилистов, но и о комфорте пешеходов забывать не стоит.

По его словам, в качестве альтернативы транспортный поток можно направить с Бессарабского проезда на улицу Скоропадского, которая имеет шесть полос для движения. Маленко заявляет, что ею уже пользуются большинство водителей, но она все равно заполнена наполовину. "Киевсовет этого созыва работает всего лишь четыре месяца. За это время мы провели общение с предпринимателями, общественными активистами, лучшими экспертами по вопросам транспорта и урбанистики, как Александр Рак или Андрей Кулибаба, и вышли на основательные и логические предложения, учитывающие интересы всех — пешеходов, автомобилистов, предпринимателей и столичной власти", — сказал Маленко.

Улица Скоропадского и Бессарабский проезд

Улица Скоропадского и Бессарабский проезд

Коллапса не будет, но нужен комплексный подход

Эксперт по вопросам транспортного планирования Дмитрий Беспалов считает, что перекрытие движения по Бессарабскому проезду не создаст существенных транспортных проблем, поскольку за сутки по улице проезжают только несколько тысяч автомобилей, а сама дорога не является безальтернативной.

Перекрытие проезда между Бессарабкой и ТРЦ "Арена-Сити" создаст проблемы только для тех водителей, которые там паркуются, поскольку этот участок Бессарабской площади фактически превратился в одну большую парковку. Беспалов отметил, что из-за того что большая часть автомобилей, которые паркуются на Бессарабке, являются элитными, то у чиновников из городской власти могут возникнуть проблемы при принятии решений, поскольку владельцы этих автомобилей, которые, как правило, являются представителями бизнеса, придут к чиновникам с "претензиями". Поэтому у представителей КГГА, по мнению эксперта, могут быть проблемы с тем, кто возьмет ответственность за это решение.

И для того, чтобы не возникало ситуации с точечной ответственностью чиновников, которые могут поддаться давлению, нужно принимать общую концепцию развития Бессарабской площади на уровне Киевсовета с привлечением к обсуждению жителей города, урбанистов, представителей бизнеса и всех заинтересованных. "Нужно собираться и обсуждать на уровне города вопросы парковок, пропускной способности, взаимодействия с бизнесом и многое другое. Создание одной пешеходной зоны не решит всех проблем. Урбанистика и современный подход — это участие общества и конструктивные концептуальные решения, а не просто создание пешеходной зоны", — отмечает Беспалов.

В КГГА нет единых критериев оптимизации движения

По словам Дмитрия Беспалова, вопрос оптимизации движения в районе Бессарабской площади нужно рассматривать комплексно через привязку к соседним участкам движения. "Бессарабскую площадь нельзя рассматривать в вопросе оптимизации движения без улицы Бассейной и Площади Льва Толстого, поскольку это единственная транспортная сеть. Нужно говорить обо всем этом участке", — говорит Беспалов.

Эксперт отметил, что в КГГА пока нет единых критериев для оптимизации движения на этом участке из-за неспособности власти их определить, а транспортное моделирование участка отсутствует.

Еще несколько лет назад на развитие Бессарабской площади были диаметрально разные взгляды: "Кто-то говорил, что там нужно увеличить движение транспорта и создать условия для этого, а кто-то, наоборот, подчеркивал необходимость создания пешеходных зон. Проблема заключается в отсутствии в КГГА критериев для моделирования движения возле Бессарабки", — говорит Беспалов.

Какой может быть Бессарабская площадь будущего

Местность вокруг Бессарабского рынка является одним из главных вызовов развитию качественного общественного пространства в центре столицы. Здесь сходятся три магистрали, создающие вокруг сплошную транспортную вакханалию. На площади нет никаких выделенных полос для общественного транспорта, велодорожек и удобных пешеходных зон. Весной 2020 года на курсе урбанистического дизайна был разработан проект реконструкции Бессарабской площади.

Проект реконструкции Бессарабской площади

Проект реконструкции Бессарабской площади

Одним из путей решения транспортной проблемы Бессарабки было предложено пустить движение по тоннелю под Большой Васильковской улицой в направлении улицы Льва Толстого, а движение автомобилей в направлении Крещатика оставить на поверхности. Также урбанисты предлагали убрать движение по проездам вокруг рынка и направить трафик на улицу Скоропадского, которая имеет семь автомобильных полос.

Для окончательного решения транспортной проблемы на Бессарабке предлагалось продлить линию городского трамвая от улицы Шота Руставели до Бессарабского проезда и далее — по Крещатику и бульвару Шевченко. Это дало бы возможность киевлянам пользоваться удобным трамваем на этом участке. Также проект предусматривал создание магистральных велодорожек вокруг Бессарабки.

Трамвай на Крещатике

Трамвай на Крещатике и въезд в тоннель (проект)

Трамвай на бульваре Шевченко

Трамвай на бульваре Шевченко, выезд на Бессарабскую площадь

Движение Большой Васильковской

Движение по Большой Васильковской

Проектом в том числе предлагается полное освобождение площади от автомобилей и превращение ее в пешеходную зону с удобной системой наземных переходов, связывающих площадь с улицами вокруг. Таким образом Бессарабка должна стать инклюзивным и безопасным пространством для прогулок и отдыха.

Пешеходная зона на Бессарабке

Пешеходная зона на Бессарабке

Пешеходная зона на Бессарабке

Пешеходная зона на Бессарабке

Урбанисты также подняли вопрос экологии вокруг этой местности, которая ежегодно занимает первое место по загрязнению воздуха в Киеве. Причиной этих проблем они назвали значительный трафик вокруг и недостаточное озеленение. Так как площадь расположена в низине, к ней стекаются дождевые воды со всех окрестных улиц, а коллектор под Крещатиком не выдерживает такого количества осадков.

Авторы проекта объединили озеленение Крещатика, бульвара Шевченко и бульвара на улице Бассейной в единую зеленую зону, которая решит проблему очистки воздуха и шумового загрязнения, а также сделает площадь затененной.

Река на Крещатике

Река на Крещатике

Вдоль улиц урбанисты разработали систему зеленых зон для водоотвода, которая будет принимать осадки в экстремальные дождливые периоды через постепенную пропитку в землю. На поверхности также хотят обустроить канал для реки Крещатик, которая сегодня протекает в коллекторе под землей, а перед рынком устроить дождливый сад, который будет собирать излишки осадков.

Дождливый сад на Бессарабке

В общем, идея создания пешеходной зоны на Бессарабском проезде является полезной инициативой, которая поможет приблизить столицу к европейским урбанистическим трендам. Эксперты настаивают, что ограничение движения на этом участке не усилит пробки в центре, поэтому водителям и пассажирам не стоит переживать из-за угрозы транспортного коллапса.

Впрочем, эта инициатива поможет только точечно. Киеву нужен настоящий концептуальный проект развития Бессарабки, так как создания одной пешеходной зоны недостаточно. И здесь все уже зависит от городской власти и ее взаимодействия с обществом.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme