Гнилые бусы в шоколаде: Сколько столичные маршрутчики "наварят" на повышении топлива
Жителей столицы начали готовить к очередному повышению тарифов на проезд в маршрутках. Но все это является не более, чем жажда наживы со стороны самих перевозчиков
Только киевляне оправились от летнего повышения стоимости проезда в наземном коммунальном транспорте на 33% и на 25% в метро, которые инициировал мэр Кличко, как пассажиров уже готовят к очередному увеличению затрат на проезд. На этот раз в "бой" идут частные перевозчики.
То, что это произойдет, можно было предположить еще летом. Ведь до того, как Кличко повысил стоимость проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях, разница между ценой билета в коммунальном транспорте и в частной маршрутке отличалась вдвое: билет в троллейбусе стоил 3 гривны, а в маршрутке, в среднем, 6 гривен. Сейчас эта разница достигает в среднем 2 гривны, а иногда и 1-1,5 гривны. Конечно, что маршрутчики хотят финансово отличаться от коммунального перевозчика.
Главной причиной повышения стоимости проезда в маршрутках называют рост цен на топливо - так говорят сами перевозчики. Топливо действительно стало дороже чуть больше, чем на три гривны. На АЗС так называемого бюджетного сегмента литр дизельного топлива можно приобрести за 24,5-25 гривен. Но частные перевозчики почему-то берут за основу стоимость литра солярки на уровне 26 гривен, хотя столько он стоит уже на более дорогих АЗС. Несмотря на то, как дымят копотью столичные маршрутки, есть очень большие сомнения, что их заправляют качественным дизельным топливом на элитных автозаправках.
Тем не менее, частные перевозчики говорят, что с начала осени стоимость топлива увеличилась почти на 15%, и это является главным фактором повышения стоимости проезда в маршрутках. Перевозчики уже даже подсчитали, что пассажир должен платить за проезд 8-9 гривен вместо нынешних 5-6 гривен. То есть маршрутчики хотят повысить тарифы на проезд как минимум на 50%. И при этом главным фактором подорожания они называют стоимость горючего, которое стало дороже лишь на 15%.
Попробуем подсчитать, сколько за день одна маршрутка сжигает топлива. Обычно расстояние между конечными остановками большинстве маршрутов составляет в среднем 10 км. Это расстояние, учитывая ожидания на конечных остановках, посадки пассажиров и прочее, автобус преодолевает примерно за час. Если учитывать, что каждая маршрутка ежедневно работает по 16-18 часов, то получается, что за день осуществляется как минимум 16 рейсов. То есть за день один бус может накатать 160 км. Округлим это расстояние до 200 км.
Обычная маршрутка "Богдан" в городском режиме потребляет около 20 литров дизельного топлива. То есть ежедневно в одну маршрутку нужно заливать 40 литров "дизеля", а это составляет одну тысячу гривен, если учитывать, что на совершенно нормальных АЗС, один литр стоит 25 гривен. Сейчас частные перевозчики оперируют тем, что топливо повысилось в цене на 15%. То есть, исходя из их же слов, в конце лета ежедневно бус нужно было заправлять на 850-870 гривен.
В салоне того же "Богдана" есть 21 сидячее место и около 25 стоячих. Как минимум за один рейс автобус перевозит 30-40 пассажиров, а в часы пик количество людей может увеличиваться чуть ли не вдвое, а то и втрое. Например, не все пассажиры едут от конечной до конечной – много людей выходят еще на половине пути маршрутки, а их место занимают другие люди. Впрочем, будем считать даже по минимуму - за один рейс перевозят 30 пассажиров. Таким образом, за день, выполняя 16 рейсов, бус перевозит около 500 пассажиров.
Если учитывать, что средняя стоимость проезда составляет шесть гривен, то ежедневная касса от работы буса – три тыс. гривен. Из них тысячу нужно выложить за топливо. Учитывая, что ранее, до повышения цен, было 850 гривен, перевозчикам нужно как-то покрыть эти 150 гривен разницы. Делим эту сумму на 500 пассажиров, которые ежедневно перевозит одна маршрутка, и получаем результат: стоимость проезда должна увеличиться на 30 копеек. Именно такое повышение стоимости проезда "отобьет" подорожание топлива на 15%, и это при условии минимального пассажиропотока. А чем больше пассажиров перевозит один "Богдан" за день, тем на меньшую сумму должна увеличиваться стоимость проезда, чтобы покрыть "минус" из-за подорожания горючего.
Впрочем, даже если посчитать совсем примитивно и просто поднять цену проезда на 15%, то 8-9 гривен все равно не наберется. Проезд в 5 грн долен вырасти до 5,75 грн. Проезд в 6 грн - до 6,9 грн.
Следует напомнить, что перед каждым повышением стоимости проезда маршрутчики обещают улучшить качество обслуживания. Только вот в большинстве случаев по Киеву как ездили "убитые" автобусы, так и ездят. И не просто убитые - некоторые даже гниют изнутри.
То есть в развитие парка автобусов большинство перевозчиков просто не вкладывают деньги. А недавно в столичной мэрии вообще заявили, что 40% маршруток столице работают незаконно.
Таким образом, заявления частных перевозчиков о том, что они стали убыточными из-за повышения стоимости топлива на 15%, - ничто иное, как желание заработать еще больше денег, подняв стоимость разовой поездки с 5-6 гривен до 8-9 гривен. Надеяться же на улучшение сервиса пассажирам просто не приходится: их как возили в разбитых желтых "гробиках на колесах", так и будут возить. Что за 6, что за 8, что за 10 гривен.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев