Хлебное место: Как "социальные киоски" Кличко превратились в продовольственные кофейни

Похоже, бизнес в хлебных киосках крупнейшего производителя продукта №1 в столице цветет и пахнет. Кроме продажи хлеба, в МАФах даже наладили сдачу части киоска в аренду

Денис Гонтар

Еще в 2014 году новоизбранный глава столицы Виталий Кличко решил, что для киевлян нужно сделать дешевый хлеб. Для этого объявили конкурс на привлечение инвестора, который организует розничную торговлю хлебом. Консурс этот в конце 2014 года вполне ожидаемо выиграл крупнейший производитель продукта № 1 в столице – "Киевхлеб". Согласно договору, предприятие должно было создать сеть магазинов, где будут продавать хлеб по фиксированной стоимости. Речь шла о том, что хлеб "Украинский" будут отпускать по 5,25 грн, пшеничный первого сорта – по 4,05 грн и батон – по 4,15 грн.

Тогда же, в конце декабря 2014 года, в мэрии заявили, что в течение четырех месяцев в столице должна появиться целая сеть магазинов, где будут продавать такой дешевый хлеб. Производитель хлеба решил не сильно заморачиваться с тем, какие это будут магазины, и уже в феврале 2015 года в Киеве начали появляться обычные МАФы, в которых и продавали "дешевый" хлеб. На радостях мэр Кличко тогда даже заявил, что до конца 2015 года в городе будет 200 таких киосков.

Впрочем, не все киевляне были в восторге от таких обещаний мэра, ведь во многих случаях хлебные киоски ничем не отличались от обычных МАФов. Дело в том, что в то время, как глава столицы пиарился на сносе МАФов, которые якобы были установлены незаконно и на газонах, "Киевхлеб" лепил свои ларьки на тех же газонах. Но никто из чиновников даже не обращал на это внимания, хотя некоторые и признавали, что не всегда "Киевхлеб" согласовывает место установки своих киосков. То есть, фактически город был отдан продавцу "на кормление" и мэрия даже не контролировала, что и как он устанавливает.

Мэр Кличко обещал, что до конца 2015 года в городе должно работать 200 киосков с дешевым хлебом. Вроде бы это было прописано в соглашении между мэрией и производителем. Впрочем, даже на начало 2016 года в Киеве насчитывалось всего 128 таких МАФов. То есть, фактически победитель конкурса не выполнил условия соглашения и обещания Кличко.

В этом "хлебном деле" есть еще один интересный момент. В конце 2014 года, когда руководство Киева подписало договор, отмечалось, что социальные виды хлеба по фиксированной цене должны составлять 70% от всего ассортимента хлеба, который продают в новоустановленных МАФах. Но на деле получается так, что дешевый хлеб вообще не всегда бывает в таких киосках. Например, в МАФе "Киевхлеба" на улице Бережанской хлеб по фиксированной цене можно приобрести только в определенные часы. Продавцы сами говорят, что привозят им ограниченное количество такого хлеба, и пенсионеры все разбирают в кратчайшие сроки. Зато на прилавках фактически в неограниченном количестве лежит хлеб различных сортов, но уже по обычным ценам. Хотя, согласно инвестиционному конкурсу, должно быть обеспечение постоянного наличия хлеба и хлебобулочных изделий, пользующихся высоким потребительским спросом в городе Киеве.

Более того, кроме хлеба в данных киосках продают также множество продуктов: торты, лимонады, молоко, пирожные, напитки и многое другое.

Но и это не все. Например, в киоске "Киевхлеба" на улице Вышгородской часть МАФа вообще отдали под кафе.

Похоже, бизнес идет хорошо: приобрел в киоске пирожное – и сразу ешь, запивая кофе.

Согласно условиям конкурса, в хлебных киосках можно продавать фасованные продовольственные товары и те, которые имеют герметичную, неповрежденную, упаковку. О приготовлении кофе в таких киосках речь не шла, хотя реализовываться оно в этих ларьках может.

Владельцы этих киосков в прошлом году рассказывали чуть не об убыточности продажи хлеба по фиксированной цене. Однако на практике видно, что бизнес продвигается, и очень неплохо. Кроме хлеба бизнесмены зарабатывают на продаже других продуктов, а часть киосков еще и сдают в аренду под кафе. При этом, фактически они лишили себя "головняка", связанного с продвижением себя в супермаркетах и других традиционных торговых сетях. Им не надо конкурировать с другими производителями и договариваться с реализаторами-посредниками – достаточно просто привезти очередной "сарайчик" на нужное место. Правда, что в этом бизнесе социального – а именно под лозунгом помощи нуждающимся эта инициатива продвигалась в массы – непонятно, и с каждым месяцем все больше.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев