Как "Киевпастранс" выбросил на ветер три миллиона ради красивой цацки

Электронные компостеры в столичных автобусах оказались не более, чем дорогим, но ненужным проектом

Денис Гонтар

Более трех лет назад в киевских автобусах начали устанавливать электронные компостеры. Желтые коробки в салоне общественного транспорта сначала вызвали у пассажиров здоровый интерес, и едва ли не каждый желал закомпостировать билет именно в таком устройстве.

Чиновники обещали со временем оборудовать валидаторами – второе название электронных компостеров – весь подвижной состав "Киевпастранса", то есть автобусы, троллейбусы и трамваи. В мэрии тогда заявляли, что это – первый шаг к введению в общественном транспорте Киева единого электронного билета – его обещали внедрить в 2014 году. Сейчас на дворе конец 2016-го, но ни о каком едином билете до сих пор не говорится.

Еще в самом начале новейшие валидаторы иногда "глючили" и не "пробивали" билеты. В "Киевпастрансе" тогда все списывали на тестовый режим, мол, со временем все будет работать на 100%. Похоже, тестовый режим, мягко говоря, затянулся. Ведь сейчас компостеры часто или вообще не работают, либо указывают на талоне неправильные данные – то есть работают некорректно.

Во время компостирования устройство должно оставлять на билете бортовой номер автобуса, а также дату и время компостирования. Но это в теории. На практике же стоит быть готовым к тому, что на прокомпостированном талоне будет совсем другое число. Причем неправильные данные будут "забиты" сразу на нескольких компостерах в салоне автобуса. Из-за этого добросовестный пассажир может попасть в ситуацию, когда придется объяснять контролерам, почему на талоне выбит день, который был еще на прошлой неделе. Как убеждать, что по этому талончику он еще не ездил.

Собственно, все время с момента установки электронных компостеров все кондукторы автобусов, в которых есть валидаторы, во время продажи билетов пассажирам предлагают компостировать талон ручным механическим устройством. Или же киевляне сами идут к кондуктору, когда валидатор "глючит". Хотя три года назад планировалось, что механические компостеры вообще отойдут в прошлое – вместе с кондукторами.

В "Киевпастрансе" все списывают на то, что компостеры работают уже более трех лет в интенсивном режиме в условиях жестких механических и температурных нагрузок. Из-за этого электронные устройства выходят из строя и требуют ремонта. Руководство коммунального предприятия уверяет, что компостеры даже ремонтируются – по заявлениям водителей. Судя по тому, что проблемных валидаторов в последнее время заметно увеличилось, работы у ремонтников много – не успевают.

А теперь цена вопроса. На четвертый год "внедрения электронного билета" общественный транспорт так и не оборудованы устройствами контроля, хотя в мэрии, напомним, обещали это сделать еще в 2014 году. В "Киевпастрансе" Depo.Киев сообщили, что, например, в 2013 году в 100 автобусах было установлено 400 валидаторов, и на это коммунальное предприятие потратило почти 2,7 млн. гривен. То есть, один электронный компостер обошелся в около 6750 гривен – для сравнения, примерно столько сейчас стоит портативный кассовый аппарат.

Дальше – больше. В "Киевпастрансе" говорят, что существующие электронные компостеры будут работать, пока их не заменят при внедрении в общественном транспорте Киева новой автоматизированной системы оплаты проезда. Сейчас продолжаются работы над ее внедрением. То есть желтые электронные компостеры, по сути, были установлены для красоты. Устройства так и не стали нужным механизмом в системе единого электронного билета и не станут такими в будущем – в "Киевпастрансе" этого даже не планируют. И вся эта игрушка, которую вскоре планируют заменить на новую, обошлась киевлянам в миллионы гривен.

 

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев