Выдержать землетрясение в девять баллов и 150 лет эксплуатации: Какие секреты скрывает монумент "Родина-Мать" в Киеве (ФОТО)

Статуя "Родина-Мать" на Печерских холмах столицы является самым высоким монументальным сооружением в Европе и скрывает в себе множество интересных фактов

 

Сергей Фоменко

Одним из самых известных туристических сооружений украинской столицы является огромный монумент "Родина-Мать", который расположен на территории Музея истории Украины во Второй Мировой войне. Сооружение скрывает в себе множество интересных и часто неожиданных фактов, которые удивят многих киевлян и гостей столицы.

Журналисты Depo.Киев решили рассказать историю строительства известного монумента и собрали интересные факты про "Родину-Мать".

Первая в СССР скульптура таких размеров

Стальной монумент таких размеров в СССР изготовлялся впервые. Технологическое проектирование и сборка осуществлялась специалистами Киевского завода им. Парижской Коммуны с учетом рекомендаций, которые выдал институт электросварки Патона по сварке элементов.

Изначально планировалось покрыть монумент сусальным золотом, но впоследствии от этой идеи решили отказаться. Металлический каркас монумента изготовили из нержавеющей стали на комбинате "Запорожсталь". Стальную обшивку изготовили сварщики Института Патона из листов размером 50х50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км.

Скульптуру собирали специально построенным краном высотой около 100 м, который демонтировали после окончания работ. Над проектом статуи начинал работать известный советский архитектор Евгений Вучетич. Изначально предполагалось, что на постаменте будет стоять 80-метровый бронзовый монумент женщины с позолотой, а у подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь водопад в Днепр, с обеих сторон которого солдаты форсировали реку.

После смерти Вучетича работы возглавил украинский скульртор Василий Бородай, при котором композицию сооружения значительно изменили. Бородай разработал проект, который реализовали вместе с Фридом Согояном и Василием Винайкиным, а также архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым и Николаем Фещенко.

Строительство Родины-Матери

По одной из народных легенд, во время строительства монумента Киевский митрополит вел переговоры с тогдашним главой ЦК КПУ Владимира Щербицкого о том, чтобы скульптура не была выше колокольни Киево-Печерской Лавры из-за того, что якобы оружие не может быть выше креста. После этого якобы решили укоротить меч скульптуры, кончик которого стал ниже верхушки колокольни на 12 м. Архитекторы же утверждали, что это было сделано для архитектурного баланса между сооружениями музея и Лавры.

Общая площадь мемориального комплекса составила более 100 га, в него вошли сам музей под монументом "Родина-Матери", главная площадь с аллеей городов-героев и скульртурнимы композициями "Форсирование Днепра" и "Передача оружия", галерея с солдатами-фронтовиками с бронзовыми композициями, выставка военной техники и вооружения и многое другое.

Родина-Мать во времена СССР

Сварщикам монумента платили 50 рублей в день, что было большой суммой в то время, но оплата соответствовала работе, поскольку рабочие обжигали себе глаза из-за огромного количества работы, которая длилась непрерывно. Инженеры получали обычную зарплату, но были довольны потому, что строили одно из "чудес" Киева.

Для проверки устойчивости скульптуры, 10-метровую копию испытывали на прочность в Москве, в крупнейшей в СССР турбине. Общая стоимость сооружения "Родины-Матери" составила 2 миллиона советских рублей.

Открытие и недовольный Брежнев

Изначально открытие монумента планировалось на 9 мая 1980 года, но произошло оно только через год. Торжественно открывал музей пожилой генсек Леонид Брежнев, который умер через год.

Во время торжественного открытия на День победы каллиграф под диктовку Брежнева вывел его отзыв в "Книге почетных гостей": "С глубоким душевшим волнением осмотрел возведенный в городе Киеве замечательный мемориальный комплекс. Огромное спасибо его авторам. Пусть он будет вечным памятником тем, кто завоевал большую победу".

Народный артист Украины и режиссер-постановщик церемонии Лев Силаев рассказывал, что во время приезда Брежнева произошло несколько курьезных моментов. Во время встречи генсека на вокзале Брежнев шел к автомобилю по ковровой дорожке и сильный порыв ветра забросил дорожку ему на голову, от чего глава СССР едва не упал.

Брежнев на ковровой дорожке перед открытием Родины-Матери

Не удалось имитировать торжественное зажжение чаши с Вечным огнем от факела — его должен был подвезти на бронетранспортере генерал авиации Владимир Лавриненков. Однако во время церемонии последний задуло порывом ветра по дороге к чаше, а со второй попытки бронетранспортер не остановился, а просто проехал мимо чаши, поэтому пришлось обойтись автоматическим зажиганием.

В общем партийные бонзы рассказывали, что настроение у Брежнева было очень плохим, во время церемонии он постоянно раздраженно что-то говорил Владимиру Щербицкому и брезгливо оглядывался по сторонам.

В конце церемонии произошел еще один курьезный случай: организаторы не смогли найти аэростат, который вечером, под "аккомпанемент" фейерверков, должен был поднимать огромный портрет Ленина на красном полотне над украинской столицей. Вместо этого они раздобыли метеозонд из белой блестящей резины. Поэтому когда в кульминационной прожекторы вместо флага с изображением Ленина выхватили из темноты белый длинный баллон, который вызвал однозначные ассоциации, площадь мемориала и трибуну с партийными руководителями СССР и УССР охватил истерический смех. Улыбался даже недовольный Брежнев, который отмахивался от Щербицкого, который пытался что-то объяснить генсеку. По словам Силаева, после этого случая, ему еще долго не поручали организацию "ответственных" мероприятий.

Неуязвимость к землетрясению и 150 лет эксплуатации

"Родина-Мать" является одним из самых высоких монументов в мире, а по своему масштабу даже превышает  знаменитую американскую Статую Свободы. Высота скульптуры от пьедестала до кончика меча составляет 62 м, а общая высота вместе с постаментом — 102 м. В одной руке статуя держит 16-метровый меч, а в другой — щит, 13 метров высотой и 8 метров в ширину. Для строительства монумента использовался уникальный стометровый подъемный кран, но перед торжественным открытием его не успевали разобрать в сроки, и поэтому разрезали его на металлолом.

Конструкция монумента является очень надежной и прочной постройкой, которая может выдержать землетрясение в девять баллов. Это на самом деле мощные подземные толчки, которые могут обваливать здания, а в горах происходят осыпи и оползни. Сильный ветер также не может навредить скульптуре, поскольку внутри меча расположено специальное устройство, которое гасит колебания ветровой нагрузки и не позволяет сооружению сильно расшатываться. Наконец, в 1987 году над Киевом пронесся сильный ураган, но памятник не получил никаких повреждений.

Конструкция Родины-Матери

Монумент представляет собой сложный механизм, за состоянием которого нужно постоянно следить. Поэтому в комплексе проводят плановые ежегодные проверки, в ходе которых контролируется состояние всех конструкций монумента. До сегодняшнего дня не было выявлено ни одного нарушения, монумент стоит на своем месте уже 40 лет, а сама конструкция должна продержаться более 150 лет.

В последнее время "Родина-Мать" научилась "менять" одежду. Впервые ее "переодевали" в 2014 году, когда активисты подсветили монумент цветами украинского флага, а в 2017 году статую переодели в сразу 14 национальных костюмов. Это было яркое световое шоу в рамках конкурса "Евровидение 2017".

Родина-Мать во время Евровидения-2017

В качестве нарядов организаторы подобрали такие узоры и модели вышиванок, которые могли продемонстрировать индивидуальность и аутентичность украинской культуры разных регионов. Показ попал в Книгу рекордов Украины как "Самый высокий 3D mapping на монументальной скульптуре "Родина-мать".

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев