Аварии, драки и постоянные конфликты: Как решить проблему самокатов в Киеве

В столице в последнее время обострилась проблема организации движения электросамокатов, отсутствие инфраструктуры и правил для которых приводят к авариям и конфликтам с пешеходами

Сергей Фоменко
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Киев
Аварии, драки и постоянные конфликты: Ка…

В Киеве все чаще поднимается вопрос движения электросамокатов по улицам города, этот вид транспорта стал очень популярным во время жесткого карантина, когда не работал общественный транспорт, а также из-за своего удобства и мобильности. Другой стороной медали является отсутствие надлежащей инфраструктуры и четких прописанных правил движения для электросамокатов, что постоянно приводит к авариям, травмам и конфликтам с пешеходами, ведь пользователи электросамокатов часто передвигаются по тротуарам со скоростью более 30-40 км/ч.

Журналисты Depo.Киев разбирались, как можно решить проблему движения электросамокатов в столице и от кого это зависит.

Нужны изменения в ПДД

Главной проблемой движения электросамокатов является то, что их пользователи не являются участниками дорожного движения в законодательном поле, в отличие от, например, велосипедистов. Еще в 2020 году народный депутат Юлия Клименко внесла законопроект №3023 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности отдельных категорий участников дорожного движения (пользователей персонального легкого электротранспорта, велосипедистов и пешеходов)", который прошел первое чтение.

Главной идеей инициативы является внесение пользователей персонального электротранспорта в категорию участников дорожного движения — речь идет о скутерах, моноколесах и электросамокатах. Законопроект предусматривает уравнивание их с велосипедистами. Это важно с той точки зрения, что из-за отсутствия законодательной базы полиция часто не может задокументировать ДТП с участием электросамокатов или другого легкого транспорта.

"Законопроект был разработан еще в 2019 году, когда количество пользователей легкого транспорта не было таким высоким. К нему подано около 80 поправок, которые рассматриваются в Комитете. Мы также консультируемся с сообществами пользователей, чтобы организовать движение так, чтобы довольны были и пешеходы, и владельцы персонального электротранспорта, и автомобилисты", — отметила Клименко на пресс-конференции 15 июня.

В тексте законопроекта предлагается разрешить проезд легкого электротранспорта по велодорожкам и краю проезжей части, однако некоторые пользователи считают, что электросамокатам не место на дорогах, а поэтому есть смысл разрешить использование тротуаров в случае необходимости.

Сама автор законопроекта выступает как раз за последний вариант: "Мы не можем перенести этот транспорт на автомобильные дороги, ведь там нет нормальных условий ни для велосипедистов, ни для мини-электротранспорта, поэтому есть смысл пустить их на тротуары, пока везде не появятся велодорожки. Но главный приоритет — это строительство отдельной инфраструктуры".

Вторым важным моментом решения проблемы электросамокатов является ограничение скорости передвижения, Юлия Клименко считает, что если микротранспорту позволят передвигаться по тротуарам, то только с четкими правилами: "Это будет 5-10 км/ч, может 15, в зависимости от его вида. Сейчас мы изучаем все технические особенности, чтобы эти ограничения были корректными. Ведь если взять то же моноколесо, там для удерживания баланса надо развить определенную скорость, все это надо учесть в законопроекте".

Электросамокаты в Киеве

Что можно сделать уже сейчас

Поскольку пользователи электросамокатов не являются официальными участниками дорожного движения, то полиция просто игнорирует данную проблему и не пытается в ней разобраться. Поскольку пользователи микротранспорта не знают ПДД, а также правил езды даже для велосипедов, это приводит к постоянным аварийным ситуациям с пешеходами.

Из-за отсутствия изменений в ПДД, никаких ограничительных мер для пользователей микротранспорта на сегодня нет, а потому полиция не может привлечь их к ответственности за создание аварийной ситуации на дороге или тротуаре. Итак, полиция может начать контролировать движение пользователей микротранспорта в столице, чтобы хоть немного предотвращать аварийные ситуации. Но, учитывая растущий спрос на электросамокаты и другие виды легкого транспорта в Киеве, у полиции может не хватить личного состава, а потому прежде всего нужно законодательное урегулирование.

Что требуется от городских властей

Директор КП "Центр организации дорожного движения" Виктор Черний в эфире канала "Исландия" отмечал, что первым делом нужно принять необходимые законодательные инициативы, ведь местная власть не имеет права на изменение ПДД на муниципальном уровне: "Мы со своей стороны стараемся развивать инфраструктуру велодорожек, могу точно сказать, что если сегодня в городе проводят капитальный ремонт улиц, то там обязательно устраивают велодорожки".

Несмотря на заявления чиновника, количество велодорожек в столице, мягко говоря, оставляет желать лучшего, особенно с учетом колоссального спроса на микротранспорт и сравнение с другими странами Европы. Отметим, что по состоянию на конец 2020 года в Киеве насчитывалось 116,8 км велодорожек, для сравнения: в Копенгагене — 12 тыс. км, в Берлине — более 10 тыс. км, в Варшаве, площадь которой в полтора раза меньше Киева — 530 км велодорожек. А автомобильные дороги в украинской столице растянулись на 3 тыс. км.

Остается рассчитывать, что огромный спрос на микротранспорт заставит столичную власть двигаться быстрее в вопросе развития инфраструктуры для велосипедов, электросамокатов и тому подобного.

Как в других странах

Недавно ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций) опубликовала так называемую "Белую книгу микромобильности", в которой анализировали опыт разных стран и рассказывали о результатах опроса украинских пользователей микротранспорта.

В отчете отмечается, что в большинстве стран, которые регулируют правила пользования легким персональным транспортом, существует ограничение движения до 20-25 км/ч и действует запрет на движение по тротуарам. В тех странах, где движение по тротуару разрешено, скорость должна быть близкой к скорости движения пешеходов и составлять 5-8 км/ч.

Отметим, что соседняя Польша в начале 2021 года полностью регламентировала проезд на микротранспорте. Согласно принятым правилам, пользователи не должны ездить по автомобильным дорогам, а должны передвигаться по велодорожкам. Если последних нет в городе, то по тротуарам, но не мешая движению пешеходов, уступая им дорогу. Детям до 18 лет для управления электросамокатом необходимы водительские права или велосипедная карта. Также предусмотрено ограничение скорости — до 20 км/ч, и это касается в том числе и передвижения по велодорожкам.

Электросамокаты в Киеве

Как обезопасить себя во время движения на самокате

Недавно в столице девушка на арендованном электросамокате Bolt чуть не попала под машину из-за неисправности транспорта. У самоката не сработали тормоза и, по словам друга пострадавшей, ей пришлось на ходу из него соскочить, дабы не попасть под машину. В результате она травмировала лицо и руки.

Опытные самокатчики знают, что в данном средстве передвижения есть два вида тормозов — ручные, расположенных на руле, и механические - тормоза для ног, которые блокируют колесо при нажатии ногой. Благодаря силе трения транспорт в этом случае плавно притормозит и не даст разогнаться, если ехать с горы. Ручные же тормоза блокируют переднее колесо и более опасны, ведь на большой скорости водитель может перелететь через руль и получить серьезные повреждения.

Для того, чтобы избежать травматических ситуаций, перед поездкой нужно проверить исправность тормозов на самокате. Для этого нужно встать на самокат, оттолкнуться ногой от поверхности дороги, не применяя ручку газа, и зажать тормоз. Если движение самоката прекратится, то тормозная система исправна.

Также можно разблокировать самокат, нажать рычаг тормозов и попробовать сдвинуть транспорт с места, если самокат остается на месте, то тормозная система работает корректно. Отметим, что во втором случае проверки тормозов придется заплатить за разблокировку самоката.

Итак, для регуляции движения на электросамокатах и другом микротранспорте, в столице необходимо внести изменения в ПДД на уровне государства, которые приравняют пользователей к участникам дорожного движения, а также урегулируют скоростной режим и разрешенные локации для проезда. А на местном уровне от столичной власти необходима надлежащая транспортная инфраструктура в виде велодорожек, которая позволит освободить тротуары от микротранспорта.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme