Очереди на тестирование и угрозы расправой: Как работают пассажироперевозки по новым "ковидным" правилам (ФОТОРЕПОРТАЖ)

На железной дороге пассажиры, не согласные с новыми правилами перевозок, пытаются проскочить в поезд мимо проводников и угрожают им расправой, поскольку на соседней автостанции, кажется, даже не слышали о пандемии коронавируса

Екатерина Эйхман

С 21 сентября в Украине вступили в силу новые правила междугородных перевозок — теперь сесть в поезд или автобус можно только при наличии отрицательного теста на COVID-19 или сертификата о вакцинации: для регионов "желтой" зоны — хотя бы одной дозы вакцины, для "красной" зоны — обоих.

На многих вокзалах работают пункты экспресс-тестирования, и за первый день новых ограничений вирус таким образом обнаружили у 18 человек.

Журналистка Depo.Киев наведалась в столичный железнодорожный вокзал и автостанцию "Киев", чтобы проверить, все ли соблюдают новые требования.

Железнодорожный вокзал

Вариант, что пассажир "не знал" о новых правилах перевозки на железнодорожном вокзале, исключен: у входа в помещение стоит несколько довольно ярких информационных стендов о том, что сейчас действуют новые правила, и не заметить их невозможно. Также есть куча плакатов и стендов внутри вокзала, а из громкоговорителя каждые несколько минут раздаются объявления о новых карантинных ограничениях. Более того, стенды сразу предлагают вакцинироваться — на Центральном вокзале есть пункт вакцинации.

Более ответственно стали работники вокзала относиться и к температурному контролю. Кроме того, что температурный скрининг при входе обязателен, через соседнюю дверь зайти невозможно — там стоит охранник, который разворачивает обратно граждан.

В здании вокзала работает несколько пунктов экспресс-тестирования на коронавирус, возле которых стабильно сохраняется очередь в 20-30 человек.

Записаться на тестирование можно, просканировав QR-код, заполнив заявку и оплатив услугу онлайн. Будет стоить такое удовольствие 350 гривен.

Но выстоять очередь для получения быстрого теста мало, надо еще дождаться результата, ориентировочное время получения которого составляет 20 минут.

При посадке на поезд — например, "Киев-Харьков" — отныне кроме документов проводник еще обязательно спрашивает наличие сертификата о вакцинации или отрицательного теста. И большинство пассажиров без возражений предоставляют эти документы.

Впрочем, и здесь не без исключений. Некоторые люди все же пытаются попасть в поезд без сертификата за взятку или угрожая. "Бывали, конечно, уже случаи. И деньги предлагали, и угрожали даже расправой. Мы в таких случаях отказываем в посадке, если пассажир ведет себя агрессивно, вызываем полицию", — смеется проводник. Полиции, к слову, на вокзале действительно стало больше, и по меньшей мере один патруль дежурит на платформе во время посадки на поезд.

По словам проводника, случаются и пассажиры, которым удается проскочить в вагон без разрешительных документов. "В таком случае мы, чтобы не задерживать поезд, вызываем полицию на следующую станцию. Там уже высаживаем пассажира и уже полиция с ним разбирается — составляет протокол и так далее", — поделился собеседник.

Как раз во время "рейда" в вагон подошла семейная пара без сертификатов и тестов. Они купили билеты прямо на вокзале за 15 минут до отправления, но проводник отказал им в посадке и посоветовал сдать билеты, купить на следующий поезд и сдать тест. "Но нам продали билеты и ничего не сказали", — возмущались люди, впрочем проводник на это лишь развел руками.

Автостанция "Киев"

Если железнодорожники довольно ревностно соблюдают правила, то буквально в 500 метрах от железнодорожного вокзала, на автовокзале "Киев", уже совсем другая ситуация.

Большинство перевозчиков автовокзала — частные и часто они возят пассажиров даже не по билетам, а просто за наличные при входе. У открытых маршруток сидят водители, конечно без масок, и зазывают всех на свой маршрут. Часто маршрутки просто стоят открытые, люди в них заходят, занимают свободные места, а дань в виде оплаты проезда водитель собирает уже непосредственно перед отправлением. И возникают сомнения относительно того, проверяет ли затем водитель у каждого пассажира наличие сертификата или теста.

Конечно, на прямой вопрос "проверяете ли вы наличие разрешительных документов на проезд у пассажиров?" все, как один, отвечают "а как же!". "На выезде полиция стоит, всех проверяет, я не хочу платить штраф в 17 тысяч", — немного театрально рассказывает один из водителей. Но полиция, максимум, смотрит на наличие масок у пассажиров. Если бы правоохранители действительно проверяли ковид-сертификаты у каждого пассажира, то пробки на выезде из вокзала были бы крупнее пробок на мостах утром в час пик.

Прохожу мимо одной из маршруток. "Вам в Ровно?", — спрашивает водитель. Отвечаю утвердительно, говорит: "заходите, потом оплатите. На вопрос:" показывать вам сертификат?" - отмахивается.

Но, справедливости ради, надо сказать, что случаются и исключения. Другой водитель, который приглашал поехать в Винницу, все же попросил предъявить сертификат.

На автовокзале, как и на железнодорожном, работает пункт экспресс-тестирования. Но его придется поискать — никаких указаний об этом на территории автостанции нет. А рекламная вывеска лаборатории теряется среди ломбардов, аптек и магазинов. Да и вообще информационная кампания относительно новых правил перевозки на автовокзале "Киев" с треском провалена. И здесь пассажиры и правда могут даже не догадываться об ограничениях.

Тестирование на автостанции обойдется немного дороже, чем на железнодорожном вокзале — почти в 500 гривен. Впрочем, учитывая то, что перевозчики пренебрегают правилами, очередей на пунктах тестирования не наблюдается.

Фото: Екатерина Эйхман

Читайте также: Двухчасовые очереди из катафалков: Фоторепортаж из-под стен киевского крематория

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев