Реформа от "Киевпастранса": Нужен ли столице единый билет на автобус за полмиллиарда

Коммунальный перевозчик пассажиров "Киевпастранс" ожидает предложения относительно введения в столице единого билета. Это может обойтись столице почти в 500 млн гривен

Денис Гонтар

18 сентября истекает срок подачи предложений по поставке главному пассажирскому перевозчику столицы оборудования для автоматизированной оплаты проезда. Уже в конце октября пройдет аукцион, на котором должны выбрать компанию, которая предложит более выгодные условия. Все оборудование победитель конкурса должен предоставить до 20 марта 2018 года.

Вроде бы ничего экстраординарного – обычный тендер на закупку оборудования. Но это на первый взгляд и если не смотреть, сколько "Киевпастранс" готов заплатить за такое чудо техники. Поскольку сумма впечатляет – более 460 млн гривен.

Согласно тендеру, за эти деньги коммунальщики хотят получить 1500 комплектов для внедрения Автоматизированной системы оплаты проезда. Больше всего комплектов – одна тысяча – должны быть рассчитаны на три двери подвижного состава. В этот комплекс входят: бортовой компьютер, три валидатора и один терминал водителя, а также монтажный комплект. 450 комплектов должны быть рассчитаны на четыре двери, валидаторов в них должно быть уже пять единиц. Есть различные вариации этих систем, предназначенных автоматизировано взимать плату за проезд.

Немного расшифруем технические понятия. Бортовой компьютер, скажем, в автобусе должен управлять бортовыми системами во взаимодействии с внешними системами. Терминал водителя нужен для отображения информации о состоянии функционирования бортового компьютера. В свою очередь, валидатор служит для считывания карт и бесконтактных платежей в том же автобусе или троллейбусе. Валидатор должен обеспечивать считывание QR-, штрих-кода билета, распечатанного на бумаге или билете на экране мобильного телефона (например QR-, штрих-код и так далее). Валидаторы могут устанавливаться на поручни в салоне автобуса или троллейбуса, или на их корпусе.

Помимо всех этих систем с интересными названиями, "Киевпастранс" в этом же тендере хочет закупить так называемые приборы инспекции – портативные устройства, предназначенные для контроля оплаты проезда и проверки проездных документов. Таких устройств для контроллеров намерены закупить 300 единиц.

По задумке, все эти системы должны работать как единое целое и будут носить название "Автоматизированная система оплаты проезда". Этот комплекс должен осуществлять учет оказанных транспортных услуг с помощью электронного билета. Такой билет дает право на проезд только после того, как его зарегистрирует система.

Теперь - о расчетах. Фактически "Киевпастранс" хочет закупить 1500 комплектов для внедрения Автоматизированной системы оплаты проезда, а проще говоря – для запуска так называемого "электронного билета". И за все это намерены заплатить 460 млн гривен. То есть каждый комплект обойдется в среднем в 306 тыс. гривен. Шесть тысяч из каждого комплекта можно "отбросить" на закупку 300 приборов инспекции для контроллеров, чтобы выявлять "зайцев". Поэтому получается, что один комплект оборудования для одной единицы подвижного состава обойдется "Киевпастрансу" в среднем в 300 тыс. гривен.

Согласно информации на сайте "Киевпастранса", за год это коммунальное предприятие перевозит около полумиллиарда пассажиров. Если каждый пассажир оплатит за проезд четыре гривны, то полученная выручка будет около двух миллиардов гривен. Но это в идеале, ведь, например, льготники фактически не платят, и в "Киевпасстрансе" уже который год жалуются, что никак не могут выбить деньги из различных бюджетов за то, что предприятие возит людей бесплатно. В свое время руководство предприятия вообще говорило, что льготников - половина пассажиров. Мол, один пассажир, оплачивая проезд, фактически везет за свой счет нескольких "трутней". Поэтому два миллиарда гривен от продажи билетов автоматом превращаются в один миллиард. И это еще "грязный" доход.

Но если посмотреть на финансовую отчетность "Киевпастранса" за первое полугодие 2017 года, то ситуация вообще скверная. Потому что чистый доход от реализации продукции предприятия (товаров, работ и услуг) составил 440 млн гривен. Но доход – это не чистая прибыль. К примеру: за тот же период 2016 года, чистый доход составил 318,6 млн грн. Но по результатам года предприятию удалось выйти в "плюс" и даже получить чистую прибыль в 117,6 млн грн.

В целом коммунальное предприятие является дотационным, ведь только в конце весны по инициативе главы города "Киевпасстранса" дали из бюджета Киева почти 450 млн. гривен дотаций. Мол, так надо для бесперебойной работы общественного транспорта. И это несмотря на то, что уже тогда было известно о повышении стоимости проезда в наземном транспорте на 33% - с трех до четырех гривен. То есть, фактически данное предприятие живет на подачках от мэрии, ведь без них может существовать даже угроза невыплаты заработной платы работникам предприятия. Впрочем, это не помешало "Киевпастрансу" объявить тендер на закупку элементов Автоматизированной системы оплаты проезда почти на полмиллиарда гривен. Если даже учитывать прибыль "Киевпастранса" на уровне чуть более 100 млн. гривен в год, то исключительно за собственные средства АСОП они смогут купить лишь через четыре года - это если не тратить деньги ни на что другое.

Еще стоит учитывать, что полторы тысячи комплектов электронного оборудования на сумму, почти идентичную полученной весной помощи от города – это еще не вся история для единого билета. По данным издания "Киеввласть", на начало года только автобусов у "Киевпастранса" было 1485 единиц. То есть закупленные комплекты для взимания платы за проезд смогут установить, скажем, на все автобусы. Но еще есть более 500 троллейбусов и более 400 трамваев.

И возникает вопрос, имеет ли смысл внедрять новейшие валидаторы только в автобусах. Поскольку на них стоит переводить весь общественный наземный транспорт столицы, а это еще почти тысяча единиц подвижного состава. То есть, нужно будет объявлять еще один тендер на приобретение комплектов для Автоматизированной системы оплаты проезда, а это еще несколько сотен миллионов гривен - судя по имеющейся сумме, не менее 300 млн. Таким образом, внедрение суперсистемы с едиными билетом рискует стать для Киева буквально "золотым" и потянуть едва ли не на миллиард гривен.

Конечно, введение единого билета – дело нужное, ведь все развитые города Европы уже достаточно давно перешли на такой вариант уплаты за проезд. Но насколько единый билет нужен в столице именно сейчас, учитывая, что тот же "Киевпастранс" без дотаций из городского бюджета просто рухнет, как предприятие. С одной стороны, коммунальному предприятию выдают почти полмиллиарда гривен для поддержания брюк, но в то же время это же предприятие те же полмиллиарда пускает на закупку элементов автоматизированной системы оплаты проезда.

Не следует забывать и том, как столичные чиновники любят вводить всевозможные электронные системы, которые затем фактически выбрасывают, потому что они становятся не нужны. Вспомним только, как в 2013 году в 100 столичных автобусах установили 400 электронных суперкомпостеров. Тогда "Киевпастранс" выбросил на это 2,7 млн. гривен. Это должен был быть практически первый этап внедрения единого билета, пилотный проект. Но через несколько лет оказалось, что данные электронные компостеры заменят, когда будут внедрять автоматизированную систему оплаты проезда. То есть, по сути электронные компостеры были установлены для хорошей картинки. Тогда на это удовольствие "Киевпастранс" выбросил 2,7 млн гривен, а сегодня уже речь идет о 460 млн. Это будет очень дорогим удовольствием, если случится так же, как и с желтыми электронными компостерами.

Для понимания затрат не помешает сопоставить стоимость, в которую обошлись "ненужные" сейчас желтые валидаторы с теми, которые хочет закупить "Киевпастранс" на этот раз - помня, что новые системы будут более сложными. Итак, в 2013-м было закуплено 400 валидаторов или 100 комплектов (по количеству автобусов) общей стоимостью 2,7 млн. Цена одного комлекта, соответственно, составила 27 тысяч грн или около 3375 долларов. Нынешняя цена валидаторов будет составлять в среднем 300 тыс грн (на самом деле больше) или почти 11540 долларов (при курсе в 26 грн) за комплект.

Сколько транспорта можно купить на полмиллиарда

Стоит понять и то, что можно было бы купить на 460 млн. гривен, которые "Киевпастранс" хочет "выбросить" на внедрение автоматизированной системы. Например, согласно тендеру, который был проведен в этом году тем же "Киевпастрансом", предприятие будет покупать один автобус "МАЗ" за 4,7 млн. гривен. И это короткая версия автобуса, а если брать длинный автобус с "гармошкой", то он стоит чуть меньше семи миллионов гривен. То есть, на 460 млн. гривен можно было бы купить 65 длинных автобусов. Или можно купить 10 новеньких трамваев, ведь в этом году "Киевпастранс" заключил соглашение на покупку семи длинных трамваев на 30 метров за 300 млн. гривен, что составляет чуть более 40 млн гривен за одну единицу. В то же время один длинный троллейбус с "гармошкой" стоит в среднем 20 млн. гривен. То есть, на 460 млн гривен можно купить больше 20 таких троллейбусов.

А напоследок вспомним еще один небольшой нюанс. Сейчас билеты на проезд можно купить или у кондукторов внутри салона, или у водителя автобуса, троллейбуса или трамвая. С внедрением валидаторов потребность в кондукторах отпадет, а потребность купить талончик останется. И решить ее можно двумя способами: либо позаботиться о терминалах по продаже на остановках и в транспорте - а это новые тендеры и, соответственно, расходы, или же возлагать обязанность продажи проездных документов на водителя. А это уже гарантированная толкотня в салоне и отвлечение водителя от управления транспортом с сотней пассажиров "на борту" на загруженных и не очень вежливых киевских дорогах.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев