Прогулка с препятствиями, или Пять болезней, которые убивают днепровскую набережную в Киеве

Несмотря на то что территория вокруг Днепра могла бы быть популярной прогулочной зоной, сейчас на ней комфортно разве что рыбакам, диким уткам и чайкам

Олекса Шкатов
Заместитель главного редактора по работе с регионами - руководитель региональных редакций
Прогулка с препятствиями, или Пять болез…
Киев -- город, в котором хочется выжить

Обрушение подпорной стенки под мостом Метро заставляет лишний раз вспомнить о состоянии набережной над Днепром в целом. Тем более что журналисты Depo.Киев как раз прогулялись по всей 5,5-километровой пешеходной полосе от памятника основателям Киева возле моста Патона до Гавани на Подоле с целью своеобразной инспекции.

Понятно, что набережная только приходит в себя после зимы — коммунальщики еще не приводили ее в порядок, да и предприниматели, катающие на прогулочных теплоходах, кое-как, но ухаживают за своими частями причалов. Но большая часть проблем набережной остается актуальной весь год.

Спуск на нижний ярус Днепровской набережной от речного вокзала

Отметим, что речь пойдет прежде всего о нижнем ярусе, который идет над водой. Верхний был недавно обновлен, поэтому его "косяки" — а они есть — в глаза не бросаются.

Прогулка с сюрпризами

На что стоит обратить внимание в контексте обвала под станцией "Днепр" — это то, что это не единственный подозрительный участок на набережной. И касается это прежде всего части между мостом Метро и Почтовой площадью. В некоторых местах подпорная стена здесь подмочена, плиты "повело", и порой они даже опасно нависают над головой.

Подмочена подпорная стенка на Днепровской набережной

Подмоченная подпорная стенка днепровской набережной

Плиты, нависающие над пешеходной зоной

Плиты, нависающие над пешеходной зоной

Поврежденные плиты подпорной стенки на набережной Киева

Поврежденные плиты подпорной стены

 

Ступеньки, ведущие к воде, тоже не везде надежны. Кроме того, на участках пристаней кое-где исчезла ограда, поэтому есть шанс опрометчиво "выйти" в воду. Кроме того, стоит смотреть под ноги, чтобы не споткнуться о кольца и другие конструкции, которыми ранее фиксировались причалы и дебаркадеры.

Поврежденная ограда на пристани возле станции "Днепр"

Грязь, ржавчина, иногда вонь

Наверное, прежде всего, на что бросается в глаза, — это мусор на всей протяженности пешеходного маршрута. Между мостами, на условно безлюдных участках, его меньше всего. Больше всего — там, куда чаще приходят люди: у памятника основателям Киева, возле станции "Днепр" и особенно — около Почтовой площади. На Подоле особенно грязно вечером: десятки людей, которые устраивают "пикники" на воде или просто спускаются к воде перекусить едой из тамошнего "Макдональдса", за собой обычно не убирают. Этому очень рады местные чайки, но в целом зрелище печальное и неэстетичное.

Мусор на Днепровской набережной

При отсутствии урн мусор в лучшем случае сбрасывают в одну кучу

Картина на воде тоже не добавляет энтузиазма. Прибрежная полоса Днепра годами не чистилась от мусора и кустарников, которые прорастают через плиты и понемногу разрушают набережную. Сейчас колорита добавляют еще и стволы деревьев, принесенные весенней большой водой.

Набережная от речного вокзала до моста Метро

Мусор в воде под мостом Метро

Мусор под мостом Метро

Потоплены дерева на Днепре

Кроме мусора натурального нельзя не отметить и мусор визуальный. Нижний ярус набережной — любимая локация для художников разного уровня одаренности, поэтому тамошние стены разрисовываются годами. Некоторые работы выполнены на достаточно высоком художественном уровне, поэтому если отбросить разговоры о допустимости раскрашивания всего и вся, вполне радуют глаз. Но очень много и откровенного визуального шлака.

Граффити на набережной в Киеве

Некоторые рисунки на стенах набережной довольно симпатичные...

Рисунки на набережные Днепра в Киеве

Подмочена подпорная стенка на Днепровской набережной0

Подмочена подпорная стенка на Днепровской набережной1

... а некоторые — откровенная мазня

"Привет" из тусовочного прошлого

Несмотря на то что дебаркадеров на набережной уже нет с десяток лет, остатки их присутствия еще ржаво торчат из воды. И не только...

Подмочена подпорная стенка на Днепровской набережной2

Подмочена подпорная стенка на Днепровской набережной3

Здесь когда-то стояли дебаркадеры

До сих пор огражденными остаются проходы пристаней, к которым когда-то были пришвартованы рестораны и клубы на воде. Поэтому чтобы пройти эти лабиринты, приходится либо подниматься вверх, либо протискиваться между не слишком чистыми прутьями решетки.

Подмочена подпорная стенка на Днепровской набережной4

Причем и амбре здесь не из приятных: на всем маршруте нет ни одного туалета, поэтому нижние галереи становятся для многих единственной надеждой на физиологическое облегчение. Посему и под ноги стоит смотреть, чтобы никуда не влезть.

Подмочена подпорная стенка на Днепровской набережной5

Ничего для людей

Несмотря на то что набережная считается пешеходной, нет никаких признаков, что пешеходам на ней рады.

Во-первых, построенная еще в советское время, она не соответствует любым требованиям инклюзивности и безбарьерности. Никаких спусков для инвалидных или детских колясок нигде не предусмотрено.

Подмочена подпорная стенка на Днепровской набережной4 в Киеве

Во-вторых, длительное время комфортно на набережной будет разве что людям нетребовательным. Об отсутствии туалетов выше уже упоминалось — найти ватерклозет, по сути, можно только на Почтовой площади, и то в "Макдональдсе" или на Речном вокзале, если тот открыт. В любом другом месте надо терпеть или искать удаленный уголок.

Спуск на нижний ярус набережной возле станции "Днепр"

В-третьих, о перекусе или воде тоже лучше позаботиться заранее. Потому что купить, например, кофе или чаю можно только на двух крайних точках маршрута — возле моста Патона, в автокофейнях или уже на Подоле. Все остальное время надо быть, словно самурай, для которого значение имеет только путь.

Конец пешеходной набережной возле моста Патона

Конец пешеходной набережной под памятником основателям Киева

Реконструкция по-киевски

Ближе к лету Почтовая площадь оживет, станет многолюдной и шумной. Впрочем, она и сейчас пользуется большой популярностью, но пока количество людей на ней не переросло в толпы, можно лучше рассмотреть, в каком она состоянии.

Несмотря на то что скандальная реконструкция Почтовой площади была начата еще в 2012 году, а "открытие" состоялось в 2015-м, комплекс, в котором почти потерялся Речной вокзал, но нашлась куча места для коммерческой недвижимости, до сих пор не приведен в порядок и имеет неопределенный статус .

чайка на Почтовой площади

Срач на Почтовой площади

Как и на других участках набережной, нижние галереи Речного вокзала перегорожены, поэтому проход возможен только наверху. Несмотря на захламленность, здесь уже есть определенные признаки цивилизации — урны для мусора, лавочки, пандусы. Зато нет настенных картин — вокруг все тотально закрашено маркерными "тегами", лишенными художественного вкуса, так как осмысленных изображений на Почтовой не найдешь.

Почтовая площадь в Киеве

Каляки-маляки на Почтовой...

Почтовая площадь

... и "безбарьерная среда" там же

Именно на Почтовой лучше всего понимаешь всю мощь и беспощадность реконструкции по-киевски. Например, возникает вопрос, как можно теперь воспользоваться причальными тумбами, которые по самую "голову" залили в бетон, но при этом оставили имитацию "форточки" (имитацию — потому что в действительности она приварена) в ограде. Замены утопленным в плитку "старичкам" никто не сделал.

Остаток швартовные тумбы

Остаток швартовной тумбы

В общем вид у Почтовой площади в целом и подольской части набережной в частности довольно плачевный. Несмотря на недавнюю "реконструкцию", ей уже не помешают чистка, ремонт, а кое-где, вероятно, и ... настоящая реконструкция.

Вид на Пешеходный мост и Почтовую площадь вечером

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme