День рождения киевского троллейбуса: Как менялся облик "рогатого"

5 ноября исполняется ровно 82 года с того времени, как первый троллейбус выехал на улицы столицы

День рождения киевского троллейбуса: Как…

Depo.Киев решил вспомнить, как изменялся внешний вид столичных троллейбусов за времена независимости Украины.

После 1991 года количество троллейбусов в Киеве начало уменьшаться. Например, на конец 1990 года по столице ездили более 1100 троллейбусов. А вот сейчас количество подвижного состава – 397 единиц.

В начале 1990-х на улицах Киева можно было увидеть старые троллейбусы "Шкода" 9Тр еще Чехословацкого производства. В свое время они даже были сцеплены - два отдельных троллейбуса устанавливали на специальную сцепку.

Первые "рогатые" "Шкода" 9Тр прибыли в столицу Украины в начале 1960-х годов, а последние троллейбусы данной модели пополнили парки в начале 1980-х. Легендарный троллейбус "Шкода" 9Тр очень нравился водителям, поскольку мог без проблем справляться с непростым киевским рельефом. Стоит добавить, что еще достаточно недавно троллейбусы данной модели до сих пор курсировали в Крыму по маршруту "Симферополь-Ялта", который славится своими крутыми перевалами. То есть троллейбус "Шкода" 9Тр был действительно очень выносливым и мощным.

Впрочем, в начале 1990-х годов в Киеве королями улиц были троллейбусы "Шкода" 14Тр, которые в столицу начали завозить в начале 1980-х. По сравнению со своим предком – "Шкодой" 9Тр – данная модель троллейбуса была более комфортабельной и обладала высокой скоростью. Троллейбус Шкода 14 Тр кое-где можно было увидеть в Киеве даже несколько лет назад.

Более удобным для пассажиров являлся троллейбус "Шкода" 15Тр. Это, по сути, тот же троллейбус, что и модель 14Тр, но с так называемой "гармошкой", то есть удлиненный. Их в Киев начали поставлять с 1990 года. И сегодня они уже отжили свое, хотя в свое время троллейбус "Шкода 15Тр был флагманом на одном из самых шикових маршрутов столицы – №18. Троллейбусы этого маршрута ехали чуть ли не через половину Киева, от площади Шевченко до Майдана Независимости.

А еще киевляне помнят троллейбус "ГАК"-217Э, который имел немного странную "морду". Эти длинные троллейбусы начали поступать в Киев со второй половины 80-х годов прошлого века. Производили их в Румынии. Этот троллейбус мог вместить очень большое количество пассажиров и обычно в него набивалось более сотни людей.

В начале 1990-х годов Киев решает возобновить выпуск собственных троллейбусов, который в свое время был прекращен из-за закупок более прогрессивных троллейбусов иностранного производства. В начале 1991 года из цеха "Киевского завода электротранспорта" выехал троллейбус "Киев-11". Это были троллейбусы особо большой вместимости. Впрочем, поговаривают, что качество этих машин было довольно низким по сравнению с чешскими "Шкодами". Да и выпускались троллейбусы "Киев-11" не в таком количестве, которое требовалось столице. Поэтому даже в середине 1990-х эти троллейбусы были не частым гостем на маршрутах.

Киевляне хорошо помнят короткий троллейбус ЮМЗ-Т2, выпускавшийся на "Южном машиностроительном заводе", находящемся в Днипре. В первой половине 1990-х годов этот завод начал выпускать фактически более усовершенствованную версию троллейбуса "Киев-11". Сначала была длинная модель ЮМЗ-Т1, а со временем с конвейера начали сходить короткие модели ЮМЗ-Т2, которые небольшими партиями закупал Киев. Качество сборки этих троллейбусов было лучше, чем на "Киевском заводе электротранспорта", но все равно они не отличались супернадежностью. Впрочем, иногда ЮМЗ-Т2 до сих пор можно увидеть на маршрутах столицы.

В 1996 году на улицах Киева появились зеленые троллейбусы "Киев"-12.03, которые выпускались на "Киевском авиационном заводе "Авиант".

За основу был взять тот самый неудачный троллейбус "Киев-11". "Авиаторы" его доработали и получился довольно неплохой, а главное - надежный троллейбус "Киев"-12.03. Они и до сих пор курсируют по улицам столицы. Чаще их используют на окраинах города. Например, несколько таких троллейбусов ездят на Троещине. Главной фишкой троллейбуса "Киев-12" является то, что его кузов сделан из дюралюминия, а потому он фактически не гниет. Это делает троллейбус долговечным. Хотя сейчас эти "лошадки" выглядят уже не очень прилично из-за того, что их красят в едкий зеленый цвет.

У семейства троллейбусов "Киев"-12 была еще короткая модель 12.04.

В начале 2000-х годов в столице начали появляться современные троллейбусы. Одним из первых таких троллейбусов был "МАЗ-103Т", которые производились в Беларуси. Принципиальным отличием этих троллейбусов от своих предшественников является то, что у "МАЗ" доля низкого пола составляет 70%. Эти троллейбусы уже приспособлены для людей с ограниченными возможностями, чего не было раньше. "МАЗ-103Т" до сих пор "бегает" на маршрутах Киева, хотя первые его экземпляры начали появляться в столице почти 15 лет назад, в 2003-м году.

В 2006 году в Киеве появляется суперсовременный на то время троллейбус отечественного производства "ЛАЗ-Е183". Здесь уже 100% пола является низким. Длина этого троллейбуса составляет 12 метров, а набиться в него могут 100 пассажиров. Данные троллейбусы были окрашены в цвет национального флага: нижняя часть – желтая, крыша – голубая.

Уже в следующем 2007 году в Киев поступают длинные троллейбусы "ЛАЗ", которые уже могут перевозить 180 пассажиров. Длина этого великана – почти 19 метров. Здесь также 100% низкий пол. Впрочем, как и в короткой модели, этот троллейбус имел очень существенный недостаток: в салоне очень маленькие окна-форточки, которые можно открыть. Поэтому летом этот троллейбус больше напоминает душегубку, поскольку кондиционера в салоне нет.

В том же 2007 году на маршруты столицы выезжает троллейбус производства "Луцкого автозавода". Его длина – 15 метров, а фишка в том, что при такой длине у машины нет так называемой "гармошки". Этот троллейбус был неповоротливым и довольно быстро практически исчез с улиц города. Хотя за раз мог перевозить почти 140 пассажиров.

Были еще троллейбусы ЮМЗ-Е186. "Киевпастранс" взял их в эксплуатацию в 2007 году, но особого успеха они не имели, а потому в столице их было мизерное количество.

Пожалуй, периодом наибольшего расцвета столичного троллейбуса стало начало 2010-х годов. Перед Евро-2012 Киев начал массово закупать современные троллейбусы. В 2011 году на маршруты выходят "Богданы" желтого цвета. Сначала это была короткая версия.

Впрочем, почти сразу в Киев начали завозить и длинные версии этого троллейбуса. Он уже мог перевозить более 180 пассажиров, а 100% его пола – низкий. Длина этого гиганта – почти 19 метров.

Параллельно, с 2012 года, Киев также закупал троллейбусы "ЛАЗ". Это троллейбусы особо большого класса. Интересно, что конструкторы "Львовского автозавода" учли недостаток предыдущих модификаций, а поэтому окна в салоне уже были достаточно большие, не создающими дискомфорт для пассажиров летом.

История киевского троллейбуса является очень насыщенной даже за последние четверть века. Он переживал и взлеты, и падения, но все равно не исчезал из Киева на протяжении всех 82 лет с дня первого запуска.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme