Дешевый хлеб вместо травы: Как МАФы с душистой выпечкой помогают Кличко "накормить" избирателей

Мэр Кличко продолжает способствовать установлению МАФов с хлебом, что идет только на пользу его рейтингу у базового электората
 

Дешевый хлеб вместо травы: Как МАФы с ду…
ФОТО: Depo.Київ

С началом года в столице в столице началась новая волна МАФостроения: по всему городу, как грибы после дождя, появляются новые киоски, и среди них – огромные "будки" коричневого цвета с оранжевой полосой. Причем установлены они обычно прямо на зеленых зонах, с чем, как убеждают в мэрии, будто бы постоянно борются коммунальщики. Например, на улице Милославской на Троещине один из таких киосков "вырос" сразу после Нового года. Установили его без какой-либо подготовки территории – просто на бетонную плитку и на той же зеленой зоне.

Здесь продают хлеб от известного столичного бренда. Теперь каждое утро "полуторка" с выпечкой паркуется здесь на тротуаре, между остановкой общественного транспорта и самим киоском, чтобы выгрузить душистый товар.

Коммунальщикам нет никакого дела до того, что этот МАФ был просто брошен на траву. Поэтому Depo.Киев решило выяснить, почему одни киоски, установленные на зеленых зонах, коммунальщики с помпой демонтируют, не забывая раструбить о "достижениях" в соцсетях и СМИ, а хлебные оранжево-коричневые МАФы "не замечают".

На наш запрос в мэрию пришло сразу три ответа из разных структур. В Департаменте промышленности и развития предпринимательства убеждают, что социально незащищенные киевляне нуждаются в дешевых продуктах, и поэтому был проведен новый "инвестиционный конкурс", который выиграл "Киевхлеб". В конце ноября прошлого года был подписан ряд договоров, согласно которым хлебный гигант будет осуществлять продажу хлебобулочных изделий по "Карточке киевлянина" – размер скидки на хлеб, заявляют в КГГА, составляет от 20% до 70% на одну единицу продукции в день в сети киосков "Киевхлеба". При этом в Департаменте считают, что все киоски, где продают социальный хлеб, установлены по правилам и даже с учетом требований и рекомендаций Департамента градостроительства и архитектуры. Правда, чиновники добавляют, что по условиям инвестиционного договора "Киевхлеб" должен организовывать мероприятия по благоустройству каждого киоска, но о чем именно идет речь, не совсем понятно.

О самом инвестиционном договоре более подробно рассказали в Департаменте экономики и инвестиций. Так, согласно подписанным договорам между мэрией и "Киевхлебом", последний обязуется создать в столице 200 точек по продаже социального хлеба. В этих киосках горожане по "Карточкам киевлянина" должны покупать со скидками три вида хлеба: батон нарезной, "Украинский" и пшеничный. Для создания своих точек "Киевхлеб" должен использовать исключительно сборно-разборные временные конструкции без обустройства фундаментов. Эти киоски не должны наносить ущерба естественным объектам.

Согласно договорам, если по определенному адресу невозможно установить киоск по продаже хлеба, то можно менять место его расположения. Однако тогда не очень понятно, как вообще "выписывались" места под размещение МАФов "Киевхлеба". Заказчик этого проекта, Департамент промышленности и развития предпринимательства, подавал места расположения киосков, предварительно согласовывая их с Департаментом градостроительства и архитектуры. То есть можно предположить, что чиновники даже выезжали – или должны были выезжать, в глубокой теории – на места, где в будущем могли "вырасти" такие МАФы. А отсюда следует вопрос, как тогда вообще может случиться так, что на определенном месте невозможно установить киоск.

Следить за выполнением условий договора должен Департамент промышленности и развития предпринимательства, как заказчик инвестиционного проекта. Также к контролю могут привлекать районные администрации.

В общем идея по созданию сети киосков, где продают хлеб, возникла в мэрии давно, еще 5 лет назад, когда произошла первая волна "оккупации" города "Киевхлебом на газонах". Весной прошлого года идея "возникла вновь". В КГГА традиционно объяснили, что в столице нужно создать возможность продавать наиболее востребованные продукты по фиксированным ценам. И якобы из городского бюджета на это не будет потрачено ни копейки.

После чего начали готовить инвестиционный конкурс, на который выставили сразу четыре лота, в каждом из которых было четко расписано, где должен устанавливаться киоск и что в нем должны продавать. Однако, как уже упоминалось выше, эти локации могут несколько изменяться. МАФ должен быть площадью от 24 до 30 "квадратов". Согласно инвестиционному договору, если в зоне установки киоска произойдет авария на инженерных сетях, то инвестор за собственные средства должен переместить этот киоск.

Относительно цены вопроса – на лот №1, например, должны были бы потратить больше 20 миллионов гривен инвестиций. За это победитель конкурса получал фактически полторы тысячи квадратных метров торговых площадей. Срок действия договора – пять лет с момента подписания. И самое главное: кроме социального хлеба инвестор имеет право продавать в своих киосках кондитерские изделия, сахар, чай, кофе, какао, крупы, макароны, детское питание, мед, варенье и разнообразные безалкогольные напитки. То есть, фактически, в этих киосках можно торговать всеми продуктами, кроме алкоголя и сигарет. А это очень прибыльный бизнес, особенно учитывая тот факт, сколько "социальных" МАФов стоит на территории Киева, и при этом их количество с годами не уменьшается, а даже увеличивается.

А что же коммунальщики, которые так борются со всеми киосками, которые расположены на зеленых зонах? В Департаменте городского благоустройства на запрос Depo.Киев, почему коммунальные службы не реагируют на установку киосков на зеленых зонах, по сути дела ничего не ответили. Мол, нужно обращаться в Департамент экономики и инвестиций, который организовал конкурс по созданию объектов розничной торговли продуктами, имеющими наибольший спрос.

Итак, складывается парадоксальная ситуация. Одних предпринимателей, которые "лепят" свои МАФы на газонах, коммунальщики "ненавидят" и сразу эти киоски демонтируют – так по крайней мере постоянно заявляют в мэрии. А вот МАФы "Киевхлеба", которые во многих случаях тоже стоят на зеленых зонах, никто даже не трогает. Мол, это "крупный инвестор", и на установку МАФов ему дали "зеленый свет" на самом высоком уровне. Наверное, потому, что здесь сошлись интересы как у руководства города, так и у хлебного гиганта столицы. Кличко и компания кичатся тем, что налаживают продажу хлеба по низким ценам для незащищенных слоев населения, заботясь о нуждающихся, а "Киевхлеб", как в старые добрые "девяностые", делает бизнес на продаже разнообразных продуктов в своих МАФах. Потому что продажа хлеба по сниженной стоимости может, и убыточна. А реализация на каждом шагу тортов, пирожных, кофе и других вкусностей, наоборот, довольно прибыльна.

Примечательно, что в мэрии этим проектом занимаются уже несколько лет. Тема дешевого хлеба для киевлян была едва ли не главной фишкой Виталия Кличко во время предвыборной кампании 2015 года, когда он во второй раз хотел сесть в кресло мэра столицы. Виталий Кличко даже обещал, что к концу 2015 года в столице появятся аж 200 киосков для продажи хлеба со скидкой. Однако даже весной 2017 года таких киосков в столице было всего 130-150, а потому обещания Кличко были просрочены фактически на два года. Тогда установлением таких киосков тоже занимался "Киевхлеб", и большое количество МАФов также пристраивали прямо на зеленые зоны. Затем инвестиционный договор закончился, и нужно было создавать новый, что и сделали в конце 2019 года. Учитывая то, какими темпами сейчас появляются хлебные МАФы, похоже, в Киеве все же будет 200 таких объектов. И нипочем тот факт, что много новых МАФов будут "вытаптывать" траву. Ради "хлебной темы" можно позволить то, что другим запрещено.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme