Девять кругов ада от Kyiv Smart Card: Как киевляне привыкают к новому виду уплаты за проезд

До начала полноценной работы е-билета в общественном транспорте осталось четыре недели, но до сих пор есть проблемы, которые должны решать сами пассажиры

Девять кругов ада от Kyiv Smart Card: Ка…

Корреспондент Depo.Киев провел целый день в общественном транспорте, изучая, готова ли столица к внедрению е-билета.

Для начала нужно заметить, что менее чем за месяц до полного запуска электронного билета его можно приобрести только на некоторых станциях метро. Как и раньше, Kyiv Smart Card можно купить в кассах следующих станций: "Крещатик" (центральный выход), "Театральная", "Майдан Незалежности", "Академгородок", "Лесная", "Арсенальная", "Теремки" с выходом к торговому центру, "Сырец", "Почайна" с выходом к проспекту Бандеры и "Площадь Льва Толстого". То есть, из 52 станций метро, которые есть в столице, карточки продают только на десяти, причем не очень "ходовых".

Кроме этого, на некоторых станциях установлены автоматы для продажи и пополнения Kyiv Smart Card. Так говорили чиновники еще месяц назад. На деле же оказалось, что в некоторых автоматах карту можно именно купить, а в некоторых – лишь пополнить. Узнать, какой вид автомата работает на той или иной станции, является проблематичным, известно лишь, что автоматы установлены на следующих станциях метро: "Академгородок", "Выдубичи", "Вокзальная", "Героев Днепра", "Дарница", "Демеевская", "Лесная", "Майдан Незалежности", "Дворец Спорта", "Площадь Льва Толстого", "Университет", "Крещатик", "Красный хутор", "Бориспольская" и "Теремки".

Таким образом, киевлянам нужно специально ехать на одну из 10 или 15 станций, чтобы купить карточку для е-билета. Если, конечно, ни одна из этих станций не включена в ежедневный маршрут пассажира. Как все это происходит, последовало Depo.Киев.

Выходим со станции метро "Лесная" на сторону, где размещен рынок. Здесь установлен автомат для е-билета, но он почему-то не работает.

В кассах – очередь. Решаем идти на другой выход со станции "Лесная" с надеждой, что Kyiv Smart Card можно купить там. Здесь также стоит автомат для е-билета, но работает он только на пополнение карты, поэтому приобрести ее в этом автомате невозможно. А, например, на станции "Выдубичи" такой же автомат продает карточки, поэтому это такая себе лотерея – угадать, на какой станции Kyiv Smart Card можно купить, а на какой – лишь пополнить.

Идем в кассу и узнаем, что карту можно приобрести только в противоположном вестибюле станции. Возвращаемся опять туда. Приходится стоять в очереди минут десять.

Дело в том, что многие пассажиры покупают именно Kyiv Smart Card, а продажа одной карты занимает несколько минут. Уже возле окошка пассажиров, которые привыкли рассчитываться безналично, ждет неприятный сюрприз – в кассе отсутствует терминал для расчета банковскими карточками. Однако никакого объявления об этом нигде нет, а потому в основном пассажиры долго стоят в очереди, а потом оказывается, что им нужно идти и снимать наличные, чтобы купить карточку. Конечно, новую очередь нужно будет отстоять снова.

Кроме этого, оказывается, что Kyiv Smart Card продают только в одной из двух касс. И, опять же, нет ни одного объявления, чтобы заранее об этом узнать. Только на кассе есть небольшая наклейка с надписью "Kyiv Smart Card можете приобрести здесь". Поэтому пассажир может простоять десять минут в кассу с уверенностью, что купит карточку, а потом уже у окошка оказывается, что там карточек не продают и нужно стоять еще в одной очереди в "правильную" кассу.

Если же пассажиру повезло приобрести заветную карточку, то пользоваться ею очень просто. Проехаться с помощью Kyiv Smart Card можно как в наземном транспорте, так и в метрополитене. В подземке просто нужно подойти к турникету с пометкой "Kyiv Smart Card" и приложить к нему свою карточку.

Однако такие метки есть не на всех турникетах. Для примера, на станции метро "Университет" из семи турникетов пока только три оборудованы устройством, которое дает возможность пройти по карте е-билет.

На этой станции также работает автомат для пополнения е-билета, но не для продажи. В кассе "Kyiv Smart Card" также не продают.

Похожая ситуация и на станции "Лукьяновская". Здесь, в вестибюле, стоят несколько автоматов для продажи е-билета, но они до сих пор не работают. В кассе также невозможно купить Kyiv Smart Card. Хотя станция "Лукьяновская" является одной из самых загруженных в городе. Возможность пройти по карте есть только на нескольких турникетах. Поэтому вечером, когда на станцию заходят сотни людей, пассажиры вынуждены интуитивно догадаться, какой именно турникет оборудован системой "Kyiv Smart Card". В бешеной очереди пассажир просто может попасть к турникету, который работает на прием только старых карт метро. Причем, нет никаких указателей, которые заранее информировали бы пассажиров об этом.

В наземном транспорте ситуация несколько иная. В салоне автобусов, троллейбусов и трамваев есть специальные валидаторы к которым нужно прикладывать карточку Kyiv Smart Card. После того, как прозвучит сигнал и на дисплее отобразится остаток ваших поездок на карточке, это означает, что проезд оплачен.

Заходим в трамвай №28, который курсирует от станции метро "Лесная" на Троещину. В этом трамвае много пассажиров едут чуть ли не от конечной остановки до конечной. По нашим наблюдениям, на этом трамвайном маршруте пассажиры еще в основном пользуются разовыми талонами на проезд. Для этого в салоне туда-сюда бегает кондуктор.

Хотя валидаторы в этом трамвае есть, пользуются ими обычно владельцы "Карточки киевлянина", которую тоже нужно валидировать.

Автобусный маршрут №99 является одним из самых загруженных в столице. Курсируют эти автобусы от станции метро "Минская" до Минского массива. Вот человек покупает у кондуктора сразу три талона – к счастью, в наземном транспорте можно купить хоть сотню талонов, в отличие от метрополитена, где продают только один жетон в одни руки. В руках у кондуктора целая пачка талонов для разового проезда. Женщина говорит, что пассажиры до сих пор покупают талончики, хотя многие люди уже переходит и на карточки.

В целом, по наблюдениям, в автобусе маршрута №99 половина пассажиров уже пользуется Kyiv Smart Card и "Карточкой киевлянина", а другая половина еще сидит на талонах. А вот в автобусе №114, курсирующем с Троещины до железнодорожного вокзала, с каждой неделей становится все больше пассажиров, которые оплачивают проезд по Kyiv Smart Card. Хотя и талонов у кондукторов пассажиры покупают много. Однако иногда бывают случаи, когда карту не к чему прикладывать. Например, утром 1 октября в одном из автобусов не работал ни один из трех валидаторов. Кондуктор, который был в этом автобусе, говорил, что в какой-то момент валидаторы просто прекратили работать. Поэтому сложилась ситуация, что много пассажиров просто проехали без уплаты за проезд, ведь какой смысл покупать бумажный билет, если ты уже приобрел Kyiv Smart Card и пополнил на нее поездки. А если не работает устройство для считывания карточки, то и вопросов к пассажиру с Kyiv Smart Card быть не может.

Кроме этого, в последнее время в общественном транспорте контролеры ходят со специальными устройствами, которые могут определить, оплатил ли пассажир за проезд с помощью Kyiv Smart Card. Карточку просто прикладывают к этому устройству и появляется ответ едет ли пассажир "зайцем", или валидировал свою карточку. Если пассажир во время поездки не прикладывал свою карточку к валидатору, устройство конролера это покажет и тогда пассажиру выпишут штраф за неоплаченный проезд – 160 гривен.

В целом за четыре недели до начала полноценной работы е-билета осталось достаточно много вопросов, касающихся, прежде всего, продажи Kyiv Smart Card. Во-первых, киевлянам нужно приехать именно на ту станцию, где карту продают. Если в ежедневном маршруте этой станции нет, нужно тратить время, чтобы куда-то ехать. Кроме этого в таком случае придется еще и тратить лишние средства на проезд, чтобы добраться именно до той станции, где продают карты, если эта станция не входит в ежедневный маршрут пассажира. Также происходят случаи, когда валидаторы просто выключаются в наземном транспорте, что не дает возможности пассажирам провалидировать карточку.

Еще есть интересная статистика от мэра Киева, что за период тестирования е-билета валидация Kyiv Smart Card состоялась 50 миллионов раз. На первый взгляд это довольно много, но не стоит забывать, что тестирование этой системы началось еще осенью прошлого года. А, например, за восемь месяцев текущего года только метрополитен перевез 321 миллион пассажиров. Еще примерно такое же количество людей перевез "Киевпастранс". И это только данные за текущий год. То есть с помощью Kyiv Smart Card происходит даже не каждая десятая поездка.

Ровно через четыре недели из касс метро исчезнут жетоны, а в наземном транспорте больше не будет кондукторов, которые будут продавать талоны. Таким образом горожанам придется переходить на Kyiv Smart Card, но успеют ли сотни тысяч пассажиров сделать это до 1 ноября – вопрос риторический. Можно только представить, что будет происходить в кассах метро, когда толпы киевлян пойдут покупать карточки для проезда, если уже сейчас возникают некоторые трудности с покупкой Kyiv Smart Card.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"