В поисках синей карточки: Почему е-билет лучше купить сейчас с трудностями, чем потом с нервами

Старые добрые жетоны и талоны в столичном транспорте доживают последние месяцы. Замена им уже есть, но сначала ее надо найти

В поисках синей карточки: Почему е-билет…

Через два месяца, в конце октября, столичный метрополитен окончательно откажется от жетонов - в "подземке" уже начали постепенно "выключать" их продажу, а в целом в Киеве в полную силу заработает система единого электронного билета. Сейчас она функционирует в тестовом режиме: валидаторы, которые длительное время были лишь "украшениями" в трамваях и троллейбусах, наконец мерцают зелеными светодиодами и считывают электронные карточки и QR-коды. На данный момент рассчитаться за проезд в общественном транспорте города можно в несколько способов: в метро – жетонами, "пэй-пасом", электронной картой (с определенной суммой или количеством поездок) или единым электронным билетом; в трамваях, троллейбусах и автобусах – одноразовыми талончиками или QR-кодом с экрана мобильника или, опять же, единым билетом. Последний заинтересовал Depo.Киев сразу после своего появления и был тут же взят "на пробу". Поэтому делимся собственным опытом пользования электронным билетом по-киевски.

Универсальный пропуск

Единый электронный билет для оплаты проезда в общественном транспорте Киева – магнитная карточка привычного типоформата синего цвета, очень похожая на банковскую или любую другую. Она продвигается под брендом Kyiv Smart Card, имеет собственную страницу в Facebook и заведена на бесплатное мобильное приложение SmartCity. Сразу заметим, что карта прекрасно работает и без приложения, но с ним пользоваться единым билетом все-таки удобнее. Сейчас идет тестовый период, полностью же система будет внедрена 31 октября – к тому времени должны наконец заработать и терминалы, которые сейчас монтируются в вестибюлях метро.

На сайте проекта указывается, что карту можно купить в кассах станций метро "Крещатик", "Театральная", "Майдан Независимости", "Академгородок", "Лесная", "Арсенальная", "Теремки", "Выдубичи", "Сырец" и "Почайна", а также в Т-киосках. С покупки и начнем, ведь получить желанный кусок синего пластика оказалось самой сложной задачей. По состоянию на начало июня в "первых встречных" Т-киосках электронный билет найти не удалось (не очень и надеялись, честно говоря, – ред), поэтому было решено штурмовать метрокассы. Но и это удалось не сразу. Потому что, например, на "Вокзальной", "Крещатике" и "Майдане" в удобное время – постоянные очереди, стоять в которых, имея кучу других возможностей оплатить проезд, нет смысла. Купить смарт-карту удалось лишь с четвертой попытки – на пустой "Театральной".

Теперь – об очевидных плюсах единого билета. Во-первых, это удобно: им оплачиваются абсолютно все виды муниципального транспорта, кроме, разве что, маршруток. Во-вторых, это выгодно: в "Киевсмарт-карте" заложен принцип, который до того был реализован на метрокарточках, рассчитанных на количество поездок, – чем больше поездок, тем меньше цена. Выгоднее всего оплатить сразу 50 поездок, тогда каждая обойдется не в 8, а в 6,5 грн, причем в любом транспорте – трамвае, включительно со скоростным, троллейбусе, автобусе, метро и даже фуникулере.

Карту не надо доставать из кошелька, валидатор ее прочитает и так. Дополнительный плюс – мобильное приложение, в котором можно увидеть всю статистику: когда и на сколько карточка пополнялась, когда и на какой станции или остановке считывалась, сколько поездок осталось. Там же ее можно и пополнить – система оплаты банковскими картами реализована и работает.

 

Для тех, кто будет пользоваться единым билетом впервые, подскажем одну особенность работы карты с турникетами. В отличие от обычных метрокарт, е-билет "отражается" не одним, а двумя сигналами: первый – что карта считана, второй – что оплата принята, проход разрешен. Двойного снятия поездок за тестовый период замечено не было. В случае отказа (а случалось и такое) система иногда дает сбои – на дисплее высветится соответствующее сообщение.

К сожалению, узнать, как же контролеры проверяют в наземном транспорте валидацию е-билета, не удалось, хотя их мы встречали трижды. В теории у "охотников на зайцев" должен быть специальный терминал. На практике же они либо удовлетворялись коротким словом "карточка", даже не проверяя ее наличие, либо вообще до нас не доходили, кое-как проверив пассажиров у дверей.

Теперь о минусах е-билета. А они также есть, хотя в большинстве своем, к счастью, временные – на тестовый период. Во-первых, цена самой карты-носителя – 50 грн. Это не залоговая стоимость, как у метрокартах, а буквально цена – карта покупается без возможности возврата. Во-вторых, в "подземке" пока что мало турникетов, способных прочитать е-билет, так что в час пик придется потолкаться, чтобы найти нужный – они обозначены соответствующими голубыми наклейками – и к нему пробиться. В-третьих, персонал метрополитена не представляет, что делать в случае отказа карты: сотрудница на турникетах отправляет на кассу, касса отправляет на турникеты.

Кроме того, возникает несколько проблем с оплатой карты. Пополнить ее разрешается, как и обычные метрокарты, максимум на 100 поездок, в два захода по 50. "Закинуть" деньги можно только на станциях, на которых карты и продаются – в кассах других просто нет соответствующего оборудования. А это дополнительная поездка. На помощь приходит пополнение через приложение, но и здесь не все так просто: в случае "обнуления" остатка поездок из него "выбрасывает", приходится заходить в кабинет пользователя снова и снова, причем каждый раз приходится восстанавливать пароль, и мы пока не определились – либо это "косяк" программы, либо мы действительно этот пароль постоянно забываем. Но время на это теряется. Как быть человеку с мобильными технологиями не очень знакомому – вообще загадка.

Квест от "Киевпастранса"

Неизвестно, кто и из каких соображений выдумывал список станций для продажи е-карт, но общественным транспортом и, в частности, "подземкой" этот человек, очевидно, пользуется не часто. Потому что очень трудно объяснить, зачем продавать карты, основными пользователями которых должны стать именно киевляне, там, где эти киевляне "не водятся". Относительно "Академгородка", "Лесной", "Вокзальной" и "Почайны" вопросов не возникает: это важные узлы с большим пассажиропотоком, которые как раз обеспечивают "рабочую миграцию" киевлян и жителей пригорода на работу и обратно. Можно подискутировать относительно "Теремков" и "Выдубичей" – эти станции пусть и не такие мощные по пассажиропотоку, однако расположены в местах обитания "целевой аудитории", поэтому за счет "подтягивания" пассажиров с соседних станций выполняют функцию "донесения" электронного билета до народных масс. "Сырец" для этого уже не очень удачный – станция слишком малолюдная, хотя и находится, "где нужно".

А вот "заводить" продажу единого билета на "Майдан Независимости" и "Крещатик" было явно не лучшей идеей. Во-первых, это пересадочные станции – они многолюдные, но выполняют транзитную функцию: пассажир здесь часто переходит на соседнюю линию и едет дальше, то есть не доходит до касс. Во-вторых, здесь много туристов, которым е-билет, разумеется, не нужен, но которые создают безумные очереди. Следовательно, складывается ситуация, когда покупатель, даже если и захочет, смарт-карту не купит. Хотя бы потому, что ему будет жаль кучи потраченного на это времени.

Из этих же соображений непонятно появление в списке "Театральной" – она пересадочная, с не слишком мощным пассажиропотоком, расположена в "неправильном" районе, где мало потенциальных покупателей е-билета. А надеяться, что за ним туда съедутся все театралы Киева, не приходится. И уж совсем непонятно, зачем продажа "Киевсмарт-карты" надо было организовывать на "Арсенальной". С тем же успехом это можно было бы сделать и на "Красном хуторе" или "Ипподроме".

Вместо того, чтобы организовывать продажу единого на "неходовых станциях", стоило посмотреть на показатели пассажиропотока и на карту Киева. И подумать, как житель Киева может купить "в один заезд" от дома, без пересадок с транспорта на транспорт в поисках "счастливой" станции. Так, на красной линии продажа е-билетов так и просится на "Левобережной" или "Дарнице", на которых толпы пассажиров "подтянут" к себе старую Дарницу, Русановку, Воскресенку, ДВРЗ и и даже частично Троещину.

На зеленой ветке "простаивает" многолюдная "Лукьяновская", которая в разы мощнее, чем тупиковый "Сырец", еще и охватит Кудрявец, Солдатскую слободку и, опосредованно, Виноградарь. Левобережная часть этой линии вообще не охвачена продажей, то есть десяткам, если не сотням тысячам местных жителей надо ехать или на "Лесную", или на правый берег. Здесь самая мощная станция – "Позняки", которая потянула бы пассажиров из Харьковского жилмассива, Осокорков, Бортничей. Наконец, на синей линии так и просится в список "Минская", которая является немаленьким пересадочным узлом и расположена в пешей доступности от соседних станций, то есть охватит всю Оболонь, а также "зацепит" Виноградарь и Минский жилмассив.

Список "экспериментальных" станций – лишь часть проблемы с "донесением" единого билета до пассажира. Вторая часть, традиционная для "Киевпастранса" или, в большей степени, "Киевского метрополитена", - недостаточность информирования. Возле касс (о чудо!) появились хорошо заметные плакаты с рекламой смарт-карты, да и терминалы привлекают внимание. Есть объявления в наземном транспорте. А вот в вагонах "подземки", где люди проводят немало времени, такой рекламы либо нет, либо ее очень мало – до незаметности. Хотя, казалось бы, сделай наклейку возле двери, пусти рекламу на экранах, сделай объявление по громкоговорителям, расскажи о выгоде – и хотя бы часть пассажиров придет по синюю карточку. Но это не сделано.

Отметим, что точно такие же ошибки столичный метрополитен сделал и в своих тщетных попытках перевести пассажира с жетонов на карточки: далее создания толп в вестибюлях из-за бессмысленного правила "один жетон в одни руки" и израсходования лишних ресурсов на обслуживание (меньшее количество обслуживаемых пассажиров – большие очереди – большее время обслуживания – большие энерго- и трудозатраты) дело в "подземке" не продвинулось. Таким образом, уже сейчас можно прогнозировать следующую проблему, которая "вылезет" как раз через два месяца, когда систему запустят в полную силу: куча пассажиров, которые "прозевали" шанс купить билет в экспериментальный период, выстроятся в огромные очереди к терминалам и кассам. Локальный апокалипсис гарантирован.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook