Матюгальники апокалипсиса: Сколько неприятностей раскрыл коллапс в столичном метро

В условиях тотальной деградации наземного общественного транспорта столичная "подземка" остается единственной эффективной транспортной артерией, и даже небольшая авария в ней блокирует добрый кусок миллионного города

Олекса Шкатов
Заместитель главного редактора по работе с регионами - руководитель региональных редакций
  • Киев
  • 12 сентября 2017 08:00

Матюгальники апокалипсиса: Сколько непри…

Понедельник - тяжелый день, но для Киева действительно тяжелым стал вечер понедельника 11 сентября. Причина – длительная остановка в работе столичного метро.

Первое сообщение о задымлении в тоннеле на "синей" ветке и, соответственно, остановке движения на участке "Оболонь – Центр" появилось на странице "Киевского метрополитена" в "Фейсбуке" около 19 часов. Но сама проблема, судя по сообщениям других пользователей, возникла на 30-40 минут раньше. Что и где "горит", разобрать было трудно: о причинах задымления не сообщалось, а со станциями в объявлении Метрополитена наблюдалась явная путаница. Впоследствии данные исправили, да и из других источников стало понятно, что задымление возникло на перегоне "Контрактовая площадь – Тараса Шевченко", а движение приостановлено на участке от "Петровки" до "Майдана Независимости".

Официальная версия метронеприятности, обнародованная на сайте КГГА, – короткое замыкание "без последующего горения" в генераторе автоматической локомотивной сигнализации в 300 метрах от "Контрактовой". Неофициальных версий было высказано предостаточно. Одна из первых, озвученных в соцсетях – загорелся вагон, который вроде бы даже тушили прямо в тоннеле. Правда, озвучили ее те, кто ехал в соседнем вагоне. "Ноги" же у этой версии растут, очевидно, отсюда: один из машинистов поездов, увидев задымление и, очевидно, идентифицировав источник, попытался его самостоятельно обуздать, воспользовавшись огнетушителями в вагоне. Примечательно, что пассажиры при этом держали двери, чтобы те не захлопнулись. В соседних вагонах этого знать не могли, поэтому появилась версия о возгорании подвижного состава, которую тут же радостно подхватили некоторые российские интернет-помойки. Следующие версии менее драматичны: короткое замыкание в трансформаторе, возгорание проводки, масло на контактной рейке... Словом, те самые пресловутые "технические причины"

Между 19 и 20 часами на Валах и Контрактовой стали собираться "пожарные" и "скорые". На перронах и перед закрытыми дверями к станциям – толпа. Прохожие и торговки возле входов в метро встревоженно зашептались о теракте. Шутники в соцсетях – о выкуривании Саакашвили их столичной "подземки" и вейперах, которые задымили Контрактовую. Центр, Подол и Оболонь начали погружаться в хаос, причем как на поверхности, так и под землей.

Забегая вперед, можно констатировать, что столица к такому форс-мажору оказалась совершенно не готова. Для начала – о том, что происходило в самом метро.

Во-первых, хотя несколько станций и закрыли на вход, под землей, от того легче не стало: поезда продолжили подвозить пассажиров на несколько близлежащих станций, в результате чего на перронах собралось чрезмерное количество людей. Как пример – переполненный Майдан Независимости.

Во-вторых, многие пассажиры были вынуждены стоять в тоннелях. А учитывая, что вентиляция в вагонах приточная, то есть работает только в движении, поезда очень скоро превратились в тесные душегубки, в которых людям становилось плохо. Соответственно, возникает вопрос: зачем надо было загонять поезда в тоннели, если и так известно, что проехать по ним невозможно? Не проще ли было высадить людей на ближайшей станции и, объявив о причине беды, попросить воспользоваться другими видами транспорта?

Третьей серьезной проблемой стал чрезвычайный, позорный недостаток информирования. Что происходит и насколько длительная задержка, узнать было невозможно. Даже если очень захотеть. Сайт метрополитена встречал посетителей пятничной новостью о тематическом поезде "Энеида" и призывом подписываться на RSS-рассылку, если хотите быть в курсе последних новостей". Сайт ГСЧС по Киеву отчитывался о делах за прошедшую неделю. Сайта города с оперативными новостями о событиях, проблемах и вариантах решения – например, как доехать другим транспортом – в Киеве не существует. Сайт КГГА первое сообщение об аварии в метро выдал в 19:40, когда все, кто мог, оттуда вырвались, или туда не попали, а те, кому не повезло, ждали неизвестно чего в тоннелях и на станциях.

При этом на самих станциях объявления делались. Вот только разобрать, о чем вещают старые советские "матюгальники", было трудно. Особенно с учетом того, что "прикрутить" громкость рекламы с установленных экранов и проекторов никто не додумался. Также киевляне сетуют на то, что с метрополитеновской манерой подавать информацию трудно понять, что к чему. "Технические причины" – слишком обтекаемая формулировка, чтобы понять, что проблема не страшная, но надолго. А обещания "Поезд тронется через несколько минут", хотя никуда он двинуться не может, только злят и провоцируют панику у некоторых неустойчивых пассажиров, а не вселяют надежду и заставляют успокоиться.

Единственным источником, который несовершенно, но хоть как-то информировал, оказалась страница "подземки" в "Фейсбуке". Там было сразу сказано: задымление. Сразу сообщено, где именно. Предложены пути проезда другим транспортом. А также сообщено об установке временного "челночного" движения и восстановления полноценного курсирования поездов. Вот только что делать тем, кто по каким-то причинам оторван от интернета или не знает про эту страницу – загадка.

Тем временем на поверхности творился свой транспортный апокалипсис. Следует заметить, что около 18 часов на разъезде за кинотеатром "Киевская Русь", что на Лукьяновке, произошел обрыв контактной сети, который парализовал сразу три трамвайных маршрута – №№14, 15 и 18. Два из них идут на Контрактовую. Поэтому когда сеть отремонтировали, как раз после 19 часов, на остановках собралось немалое количество людей, которые даже не подозревали, что уже могут никуда не спешить. Впрочем, даже когда трамваи радостным красным косяком рванули по маршруту, доехать до метро – которое все равно не работало – оказалось проблематично. Ведь вокруг Подола, в частности на Глыбочицкой улице, образовались огромные заторы, проехать которые в условиях тотального киевского пренебрежения к общественному транспорту, особенно трамваям, было невозможно. На Валах все это упиралось в пожарные и скорые. Подол стоял и иногда еле полз.

Дальше – хуже. Такси с Подола вызвать было невозможно. Отдельных счастливцев подбирали "попутки" или друзья. Другие штурмовали переполненные маршрутки, автобусы и трамваи. Вот только последних было крайне мало. Некоторые были настолько забиты, что просто не останавливались на ближних остановках типа "Житнего рынка". Другие же, наоборот, пустыми проезжали толпу, подмигивая на прощание пометкой "В парк" или "В депо". То есть "Киевпастранс" мало того, что не помог "коллеге-метрополитену", не выпустил дополнительные машины на маршруты и не разгрузил трафик, а наоборот, бросил киевлян на произвол судьбы, следуя привычному "графику". Что вызвало толчею и конфликты уже на пересадочных остановках типа "Луговой", из которых можно было, в конце концов, уехать на Оболонь. У кого было время и вдохновение, просто шел пешком.

Таким образом, вчерашняя небольшая авария в метро раскрыла большую проблему в городе: один единственный сбой в работе наиболее надежного вида столичного транспорта останавливает город намертво, причем для всех. Киев оказался не способным к оперативному решению проблем, дублированию маршрутов, регулированию движения и организации альтернативных вариантов проезда. Коммунальные предприятия не взаимодействуют и не помогают друг другу. Киевляне, по сути, оказались брошенными на произвол судьбы. И это еще была "учебная тревога".

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme