Кредит Шредингера: Существует ли проект трамвая на Троещину за деньги Всемирного банка

Разговоры о проекте скоростного трамвая на Троещину, на который якобы даже деньги есть, идут не первый год, но есть одна проблема — потенциальный инвестор об этом, похоже, не знает

Сергей Фоменко
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Киев
Кредит Шредингера: Существует ли проект…
Подольско-Воскресенский мост на Троещину. Фото: Олег Тоцкий

Во время работы над материалом о споре Института Генерального плана Киева и столичных урбанистов о том, что больше необходимо столице — метро или трамвай на Троещину, журналисты Depo.Киев уже не впервые столкнулись с упоминанием якобы существующего проекта трамвая — или другого легкого рельсового транспорта — на Троещину. В частности, транспортный аналитик Александр Рак отмечал, что существует проект Всемирного банка, который готов финансировать строительство линии скоростного трамвая между Троещиной и правым берегом столицы.

Читайте также: Трамвай против подземки: Стоит ли искать замену многострадальному метро на Троещину

В разговорах и спорах на тему сообщения одного из самых отдаленных спальных районов Киева с центром и правым берегом в целом упоминания об этом кредите всплывают регулярно. Иногда называется даже сумма, на которую международная финансовая организация готова профинансировать строительство — миллиард гривен. И "приправляется" это обычно посылом, что на пути стоит разве что КГГА, которая не спешит дать "добро" на получение столицей такого "подарка". Поэтому мы решили разобраться, что в этих утверждениях является правдой, а что — вымыслом, и собирается ли Всемирный банк тратить деньги на киевский транспорт.

Как международный инвестор пытался развить киевский транспорт

В июне 2019 года мэр Киева Виталий Кличко подписал с Международной финансовой корпорацией (IFC) соглашение о развитии скоростного транспортного коридора на Троещину. IFC в свою очередь является одной из пяти институций Всемирного банка, которая способствует экономическому росту развивающихся стран, через поощрение частного предпринимательства в производственном секторе. Корпорация обязалась предоставить консультационные услуги относительно развития транспортной инфраструктуры столицы.

Зустріч Кличка з представниками Світового банку

Сам Кличко тогда говорил о системе Troyeshina Rapid Transit: "Для нас очень важно создать оптимальную транспортную модель, которая сможет улучшить сообщение между разными районами столицы. И в этом направлении мы рады сотрудничать и использовать опыт наших партнеров, мировой опыт, чтобы максимально эффективно использовать те возможности, которые есть в нашем городе. Мы говорим о системе TRT (Troyeshina Rapid Transit)", — заявил мэр Киева.

Пресс-служба КГГА сообщала, что Всемирный банк уже разработал рекомендации по улучшению транспортной системы столицы — правда, не уточняя, какие именно. "Власть города и представители IFC вместе готовы разработать технико-экономическое обоснование для детального плана скоростного коридора на Троещину, осуществить техническую, финансовую и экономическую оценку вариантов реализации проекта", — добавляли в КГГА.

В результате подписания соглашения Международная финансовая корпорация должна была предоставить КГГА отчет о целесообразности развития скоростного транспортного коридора на Троещину, который будет включать в себя и альтернативные технологические варианты и решения.

За более чем полгода, в феврале 2020-го, заместитель председателя КГГА Николай Поворозник в интервью "Европейской правде" сообщил, что столичная власть в перспективе может запустить трамвайно-железную дорогу на Троещину, но на это требуется согласие "Укрзализныци" и заинтересованных инвесторов. Очевидно, что в данном случае речь шла не о запуске трамвая Подольско-Воскресенского мостового перехода на замену метро, а об использовании имеющихся железнодорожных путей под так называемый "трам-трейн" с выходом на Почайну. Тогда же заместитель Кличко отмечал, что "есть инвесторы", в частности Европейский банк реструктуризации и развития и Всемирный банк, которые лояльно относятся к этому проекту.

В апреле того же года тогдашний советник городского главы Максим Бахматов также упоминал о проекте скоростного трамвая на Троещину через Подольско-Воскресенский мост: "Это план Всемирного банка. В течение трех лет они разрабатывают серию проектов: реконструкция Вокзальной площади, трамвай от Вокзальной до Дворца спорта и speed tram на Троещину. Сейчас из-за карантина и буксования от Министерства финансов это приостановилось. Минфин должен согласовать оказание первой части кредита, которая пойдет на трамвай по Жилянской. Уже следующий шаг — это speed tram на Троещину. Насколько я понимаю, он должен быть отдельно достроен до моста. К тому же довольно быстро — за два-три года. Но прежде всего должны разобраться с финансированием: у города таких денег нет, средства нужно привлекать от Всемирного банка, а для этого необходимо согласование Минфина", — говорил Бахматов в интервью The Village.

Подільсько-Воскресенський міст на Троєщину

Подольско-Воскресенский мост на Троещину. Фото: Олег Тоцкий

Наконец-то, в феврале 2021 года депутат Киевсовета Максим Нефедов на своей фейсбук-странице написал, что столица рискует не получить миллиард гривен от того же Всемирного банка на развитие общественного транспорта: "Чтобы их получить, необходимо согласование Министерства финансов относительно государственных гарантий на эти деньги. Такого согласования до сих пор нет, судя по ответу Минфина, так как до сих пор КГГА не смогла сформировать корректную заявку на предоставление государственных гарантий", — писал тогда политик.

Нефьодов про трамвай на троєщину

При этом Нефедов отметил, что кредитный миллиард от Всемирного банка пойти на продолжение Борщаговского скоростного трамвая от Вокзальной площади до Дворца Спорта, а также на разработку обоснования и проекта линии метрополитена или скоростного трамвая на Троещину с последующей перспективой кредита на строительство. И также он отметил, что КГГА тормозит работу в этом направлении.

Таким образом, можно с высокой вероятностью утверждать, что проект — или финансирования — Всемирного банка все же есть. Но он касается, очевидно, не трамвая на Троещину, а продолжения Борщаговской линии скоростного трамвая от Железнодорожного вокзала до Дворца спорта. Кроме того, как отмечает Нефедов, эти деньги должны пойти на оценку и разработку вариантов сообщения — дословно: "проект линии метро или скоростного трамвая" — на Троещину. Но очевидно, что в этом направлении никакой определенности нет, как бы этого не хотелось урбанистам.

Кроме того, обращает внимание, что ситуация, судя по всему, не сильно изменилась за три (!) года, и перед КГГА и зарубежными партнерами стоят те же задачи, что и в начале 2018-го. Поэтому упреки в медлительности Кличко и его команды, очевидно, имеют под собой определенное обоснование.

Три года на ничто

Чтобы разобраться, существует ли все же проект строительства скоростного трамвая на Троещину на самом деле и существует ли проект такого строительства от Всемирного банка, мы направили информационный запрос в Департамент транспортной инфраструктуры КГГА со следующими вопросами:

  1. Существует ли такой проект или любые другие договоренности о строительстве линии скоростного трамвая на Троещину со Всемирным банком, его структурами или другими организациями?
  2. Готов ли Всемирный банк профинансировать любой проект или часть проекта по строительству скоростного трамвая или другого транспорта на Троещину? Если да, то на каких условиях и в каких объемах?
  3. Закончена ли разработка проекта Troyeshina Rapid Transit?
  4. Если нет, то на какой она стадии?
  5. Как в дальнейшем будет приниматься решение о проекте? Предусматривается ли публичное обсуждение?

Запрос с аналогичными вопросами также был направлен во Всемирный банк, но ответа пока не получили. А вот ответ транспортного департамента КГГА не только прояснил ситуацию, но одновременно и несколько озадачил.

Київський швидкісний трамвай

Киевский скоростной трамвай

В транспортном департаменте КГГА нам подтвердили, что в рамках проекта "Киевская городская мобильность" предусмотрена реализация пункта "Подготовка создания Троещинского скоростного транспортного коридора". И сообщили, что 18 декабря 2020 года состоялось совещание с представителями Всемирного банка, на котором решили, что Департамент градостроительства и архитектуры, Всемирный банк и КО "Киевгенплан" будут заниматься вопросом скоростного транспорта на Троещину. Они должны были разработать уточнения к транспортной модели Киева в части скоростнотго транспорта на Троещину, которое должно учитывать развитие пассажирооборота и улично-дорожной сети, предусмотренных проектом Генплана столицы.

В конце, в КГГА отметили, что по состоянию на сегодня ассигнования из бюджета для выполнения работ по проектированию строительства скоростного транспортного коридора на Троещину не предусмотрены, а проект строительства скоростного транспортного сообщения "Troyeshina Rapid Transit"  не разрабатывался.

Відповідь КМДА на запит щодо проєкта швидкісного трамвая на троєщину

Відмовіди КМДА щодо фінансування світового банку проєкту трамвая на Троєщину

Вопрос о публичных обсуждениях решений в КГГА проигнорировали.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Первый — никакого "миллиарда на трамвай на Троещину" не существует, как и утвержденного проекта такого трамвая.

Второй — участие структур Всемирного банка — прежде всего в в оценке и разработке вариантов скоростного сообщения с Троещиной.

Третий вывод — утверждения о "миллиарде на трамвай" основаны на реальных или приближенных к ним данных, которые, скорее всего, касаются не линии на Троещину, а продолжения Борщаговской линии скоростного трамвая.

Четвертый — в КГГА уже "забыли" о проекте Troyeshina Rapid Transit, о котором громко заявляли три года назад.

Пятый — денег на реализацию любого варианта скоростного сообщения нет и не будет. Зато троещинцы смогут полюбоваться на новые забавы — очередной мост Миргородского на Оболони, например.

Шестой — за три года городскими властями действительно не сделано фактически ничего, даже в ответах на журналистские запросы приходится вспоминать совещания годовой давности.

И наконец, седьмой — ничего обсуждать с обществом или хотя бы информировать его о ходе событий в КГГА, видимо, не собираются.

Напоследок стоит еще раз напомнить, что дискуссии между представителями городской власти и урбанистами относительно трамвая или метро на Троещину не имеют никакого смысла, пока не будет построен Подольско-Воскресенский мост, запуск которого в очередной раз перенесли — на лето 2021 года.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme