Народ против шляпы: Как украинцы рассорились из-за традиции, которой не было

Скандал с украшением на главной елке страны, похоже, стал катализатором для того, чтобы новейший киевский обычай стал незыблемым официальным требованием к празднику

Олекса Шкатов
Заместитель главного редактора по работе с регионами - руководитель региональных редакций
Народ против шляпы: Как украинцы рассори…

Неподвластная коммунальщикам гололедица и волшебная шляпа на главной елке страны — то, что волновало, возмущало и захватывало внимание киевлян на предыдущей неделе, хотя в целом в столице произошли куда более важные для ее жизни события — разделение комиссий в новом Киевсовете, например. С тотальными катками, по большому счету, так и не разобрались: хотя покрываться льдом город начал еще в четверг вечером, более или менее передвигаться по нем стало возможно только в воскресенье, когда столбик термометра поднялся до уверенного плюса. При этом под вечер, когда температура поползла вниз, пришлось снова вспоминать навыки бытового фигурного катания. А вот победа над декором была полная и убедительная: организаторы праздника на Софийской быстро сориентировались, куда ветер дует, сняли нетрадиционную верхушку и заверили, что привычная звезда появится вот-вот, как настоящее рождественское чудо.

Шляпу на елке

фото: facebook.com/FolkUkraine

Победа победой, а кисловатый привкус после нее остался. Ведь возникает вопрос, а что же все же защищали и все-таки защитили жители города, возмущенные "шапкой" на елке, и были ли основания для, как сейчас говорят, хайпа вне банального "нравится — не нравится".

Читайте также: Шляпу украл Янукович: Как киевская елка через семь лет вернулась в повестку дня.

Шляпоненавистников и их претензии можно разделить на несколько групп. Первая — хейтеры эстетические: им предложенное оформление просто не нравится — и все тут. Вторая — поборники традиций, увидевшие в шляпе на елке наступление на исконно украинское и христианское. По их убеждению, на елке обязательно должна быть звезда (церковь быстро подсказала, какая именно — восьмиугольная "вифлеемская"), все остальное — ересь. Третья группа — конспирологи: они заподозрили в появлении колпака преднамеренный злой умысел, намерение заменить украинское заморским (шляпа ассоциируется с Гэндальфом из "Властелина колец" или еще каким-то "Гарри Поттером") с последующей денацификацией поколений, причем часто связывают это с нынешней "зеленой" властью.

Отдельно следует упомянуть церковь, которая тоже не осталась в стороне. Протестанты, к примеру, увидели в шляпе ведьминский атрибут, пренебрежение чувствами религиозных киевлян и осквернение символа вечной жизни, которым является елка. В ПЦУ в XXI веке тоже забоялись "ведьминой шляпы" и заявили, что главная елка — не место для экспериментов, тем более что она "в последнее время стоит на без преувеличения святом месте" (очевидно, имеется в виду расположенная перед входом в Софию могила Владимира Романюка, — ред.).

Елка со шляпой на Софийской площади
фото: facebook.com/FolkUkraine

Что касается первой группы претензий, то все просто: их, конечно, можно назвать вкусовщиной, но в целом такая позиция исчерпывающая. Ну, не "зашло" людям, не готовы они к экспериментам и честно об этом сказали. Точка. А вот что касается иных...

Европейские новогодние ценности

В общих чертах узнать историю появления новогодней елки в Украине можно, например, в "Википедии". Если кратко, то традиция эта относительно (как для исторического процесса) молодая и пришла в наши края из Западной Европы в конце XIX — начале ХХ века. Лет сто назад она окончательно прижилась, а до того была скорее городской и барской модой, поскольку простой народ елок не ставил и не украшал. Это не хорошо и не плохо: точно так же сейчас приживаются зарубежные традиции праздновать, к примеру, День святого Валентина или Хэллоуин. Более того — точно так же мы сейчас учимся отмечать, скажем, День матери вместо 8 Марта, возрожденный Покров или украинский Щедрый вечер.

Следующий вопрос касается звезды, восьмиугольной или любой другой. Разобраться, является ли она обязательным атрибутом для елки, как некоторые убеждены, поможет пара простых запросов в "Гугле": old christmas postcards и "старые рождественские открытки". Первый подскажет, в каком виде оригинальная новогодняя елка, вероятно, пришла в Украину, что именно перенимали местные господа и дамы сто и более лет назад. Второй подскажет, какой была тогдашняя украинская традиция и как интегрировались праздничные заимствования в нашу рождественскую культуру.

Украинские европейские рождественские открытки

Итак, запрос на английском выдает большое количество открыток, на которых можно увидеть румяных детей, импортных святых Николаев, отнюдь не похожих на нынешнего повсеместного очкарика Санта-Клауса (он появится только в 1931-м) и наших героинь — елок. В том числе с процессом их рождественского наряжания. И можно уверенно сказать, что далеко не все они со звездами. Более того, они в основном вообще без каких-либо украшений на верхушке. Которые, впрочем, встречаются, но это, скорее, добрая воля художника. Поэтому можно сделать вывод, что звезда на елке на время прихода этой традиции в Украину обязательной не была.

Теперь посмотрим результаты поиска на украинском. Сразу заметим, что территориальное происхождение открыток, а следовательно и традиции, сейчас затрагивать не будем. Здесь звезда уже частый "гость", вот только сама по себе, поскольку на елках она встречается в единичных случаях. Из чего можно сделать вывод, что она действительно является важным символом в праздновании Рождества по-украински и заслуживает заметного, доминирующего места в оформлении. Но это место — не обязательно на елке: изначально звезда вообще к рождественскому дереву не привязана. Поэтому ничьего исконного святого места на елке киевская шляпа, если быть справедливым, не забирала. При условии, что звезда в принципе предусматривалась в оформлении.

Старые рождественские открытки

Еще одна деталь: количество лучей. Оно на старых открытках разное: есть и четырех-, и шести-, и даже семиконечные звезды. Но восьмиконечные, бесспорно, самые распространенные.

Украинские рождественские открытки 1940-х годов

Поэтому можно сделать несколько выводов. Во-первых, традиция украшать елку на Рождество для Украины относительно молодая — в отличие от вертепов, например. Вифлеемская звезда в украинской околорождественской символике занимает особое место, но нет свидетельств, что она обязательно на верхушке елки, поэтому и это на давнюю традицию не тянет. А вот где елка и звезда шли вместе часто и с самого начала, так это в Советском Союзе. Вот только свет с неба был не вифлеемский, а кремлевский. Подтверждение — по запросу "старые советские новогодние открытки".

Советская новогодняя открытка

В поисках денационализации

Следующая остановка — на упреках, мол, украинцев намеренно отваживают от их культуры, переписывают им, так сказать, культурный код. Чтобы разобраться в этом, следует понимать, кто и как делает новогодний праздник на Софийской площади.

А этим уже семь послемайданных лет, с 2015 года, занимается проект Folk Ukraine. Из года в год они придумывают какую-то "фишку", вокруг которой создают оформление Софийской площади (а это только одна из их новогодних локаций в городе). Последние пару-тройку лет у них идет сказочная тема: 2019-й Софийская площадь встречала в холодных ледяных тонах, что так или иначе заставляло вспомнить о Снежной королеве, нынешний, 2020-й, — в стиле "Щелкунчика". И если это знать, то идея новогоднего оформления в стиле "волшебного леса", пусть с элементами "Хоббита", "Гарри Поттера" или любых других популярных иностранных фэнтези, воспринимается как вполне естественная и логичная. То, что не все ее поняли, — вопрос десятый.

Особую пикантность придает тот факт, что именно проект Folk Ukraine за семь последних лет на Софийской площади сделал восьмиугольные звезды на главной елке нормой. К тому же, пока празднования были на Майдане Независимости, восьмиугольная зависимость у елочной звезды не наблюдалась. Единственное — она была не советская.

Главные елки Киева разных лет

О чувствах верующих

Поношение христианских ценностей — отдельный лейтмотив в истории со шляпой. Здесь и "святое место", и "место между двух больших церквей" (тот удобный момент, когда полицейское главуправление между ними можна не замечать), и "ведьмин колпак"... Вообще, когда в XXI веке кто-то начинает говорить о ведьмах и это подхватывает куча взрослых людей с высшим образованием и "бесовскими машинками" с "сатанинским 5g" в руках, это вызывает по меньшей мере недоумение. Прошлогодние крысиные празднования под Святой Софией никого не напрягли — видно, место еще было недостаточно святое. А вот нынешний сказочный колпак на елке — уже не то. Святость под угрозой.

Вообще, это популярный инструмент манипулирования общественным мнением — обратиться к иррациональному, прикрыться религией. У рядовых украинцев, соответственно, прекрасно срабатывает принцип "в любой непонятной ситуации становись набожным", что не мешает им делать кучу разного и нехристианского в иное время. Вот только не следует забывать, что Украина — пока что светская страна, где церковь отделена от государства. А главная елка — для всех, а не только для верующих. Наконец, церковь легко могла бы поставить у себя каноническую елку и призвать праздновать с ней, но сработала "по старинке" — подлила масла в огонь бессмысленного гражданского конфликта вместо того, чтобы призвать к мудрости и пониманию. И это печально.

Иронии добавляет и то, что в этом году Вифлеемская звезда — настоящее астрономическое явление — сошла бы даже над колпаком. Увидеть ее можно будет как раз в день зимнего солнцестояния, 21 декабря, в северо-западной части неба

Демонтаж шляпу с елки

фото: facebook.com/FolkUkraine

Рождение традиции

Хайп вокруг шляпы для украинского общества привычен до оскомины и замешан на извечном неприятии нового и банальном невежестве, вере на слово. С одной стороны — неготовность отойти от привычного, страх перед любыми экспериментами. С другой — игра на эмоциях под лозунгом защиты христианских или еще каких-то ценностей, о которых уже в следующее мгновение украинцы забудут.

Но если быть честным, то главное во всех претензиях — банальное "не нравится". Все остальное — оправдание. Шляпа на елке не нарушала каких-либо давних традиций в силу их отсутствия, угрозу придумали и успешно раздули. Впрочем, вопрос, когда мода, новейшее веяние становятся традицией, остается открытым. И очень похоже на то, что украинцы сейчас стали свидетелями и участниками ее создания и формирования, здесь и сейчас. Причем ложится она на очень питательный советский грунт с его "елочкой со звездой" как обязательными атрибутами праздника. Церковь, вовремя "подсуетившись", закрепила в народном сознании, что правильная звезда — вифлеемская, восьмиугольная. Новый новогодний канон, кажется, состоялся, донесен до широкой общественности и зацементирован в информационном пространстве. Украинская звезда вознеслась с народных вертепов в новогоднее небо.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme