Усиление пробок и полный коллапс: Почему подорожание проезда может полностью парализовать Киев

Из-за резкого увеличения стоимости проезда в столице может произойти окончательная остановка движения транспорта на столичных магистралях по меньшей мере в час пик

Сергей Фоменко
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Киев
Усиление пробок и полный коллапс: Почему…
Пробки в Киеве. Фото: rbc.ua

После объявления представителями столичных властей о возможном подорожании стоимости проезда в коммунальном транспорте и метро до 20 грн среди киевлян прокатился шквал возмущения из-за столь резкого роста цен, ведь в случае такого повышения проезд в Киеве подорожает в 2,5 раза — с 8 до 20 грн.

Кроме откровенно "неподъемного" для большинства рядовых киевлян тарифа, большинство людей забывает о том, что такое подорожание проезда в транспорте может еще больше снизить его популярность в пользу личных автомобилей, что только усугубит уровень пробок в городе.

Журналисты Depo.Киев разбирались, как резкое подорожание стоимости проезда может повлиять на загруженность улиц и риск транспортного коллапса.

Более дорогой проезд – паралич дорог и тротуаров

В 2020 году столица Украины заняла 12 строчку в рейтинге городов мира с самыми большими пробками, в начале 2021 года ситуация только ухудшилась – сервис измерения транспортного трафика в мире TomTom поставил Киев на седьмую позицию.

Задержка движения в столице составила 51%. Это означает, что часовая поездка фактически будет занимать полтора часа, или, иначе, киевляне ежедневно проводят в пробках не менее 30 минут. По уровню задержки движения Киев сравнялся со Стамбулом (пятое место) и индийским Бангалором (шестое место). Первое место по количеству пробок заняла Москва, второе – Мумбай (Индия), а третье – Богота (Колумбия).

В Киеве царит автомобилецентричность, культ автомобилей. И хотя столица рассчитана на 500 тысяч автомобилей, сейчас в городе насчитывается уже более миллиона владельцев автомобилей. Понятно, что Киев просто не справляется с таким количеством транспорта.

пробки в киеве

За последние шесть лет количество автомобилей в столице возросло почти вдвое — с 620 тысяч автомобилей в 2015 году до более чем 1 млн в 2021-м. Заброшенное состояние общественного транспорта и подорожание проезда в 2,5 раза лишь мотивирует жителей столицы еще больше пересаживаться на личные автомобили и такси. Особенно учитывая, что ходит общественный транспорт в столице не то, чтобы очень стабильно, вычислить график и точно спланировать поездку обычно невозможно, и дождаться маршрутки зачастую гораздо более реально, чем автобуса, троллейбуса или трамвая. Поэтому люди будут оправдывать стояние в пробках тем, что они пользуются личным и удобным автомобилем, не имея альтернативы в виде комфортного и доступного городского транспорта. Понятно, что увеличение количества автомобилей только усугубит уровень пробок в столице и выведет город на "почетные" первые позиции в рейтинге самых загруженных городов мира.

Уже сегодня, в среднем, киевский водитель проводит в пробках 45 минут в день и 207 часов в год, или девять дней. Увеличение стоимости проезда и количества автомобилей только ухудшит эту досадную статистику.

Читайте также: Как избавить Киев от пробок: Пути предотвращения транспортной катастрофы

Впрочем, это ситуация на проезжей части. Но и на пешеходной история не намного лучше. Во-первых, при отсутствии борьбы с парковкой на тротуарах, увеличение автомобилей на дорогах при киевских условиях приведет к большей запруженности автомобилями и пешеходных зон. Во-вторых, альтернативой дорогостоящему проезду в общественном транспорте станут рентные велосипеды и электросамокаты, а также другой легкий частный транспорт. Но инфраструктура для него в Киеве практически отсутствует, так что ехать все эти велосипедисты, самокатчики и моноколесники будут между пешеходами. А поскольку культура использования ЛПТ в Украине также оставляет желать лучшего, то конфликтов не избежать

Как можно решить проблему

Следует признать, что из-за роста цен на энергоносители, задолженности транспортных предприятий и кризиса, подорожание проезда в Киеве действительно неизбежно, но в то же время не нужно забывать, что оно должно быть постепенным, а не таким, каким его объявили столичные власти. Рост цен с 8 до 20 грн прогнозированно вызвал волну общественного возмущения.

Тем более еще летом в мэрии Киева обещали, что проезд подорожает, но не до 20 грн. Политической дальновидности и логики в таком поведении власть имущих, откровенно говоря, мало. Скорее всего, здесь был применен "классический" для Украины прием, позволяющий делать и объяснять что угодно, руководствуясь тем, что у людей очень короткая память.

Для решения проблемы транспортного коллапса в столице нужно не только повышать стоимость проезда, но и улучшать качество общественного транспорта и делать его более привлекательным, чем личные автомобили. То есть пользоваться общественным транспортом в Киеве должно стать удобнее и выгоднее, чем на собственном авто, это поможет существенно разгрузить улицы города.

По словам транспортного аналитика Дмитрия Беспалова, в Киеве нужно увеличить количество коммунального транспорта, ведь до пандемии красная линия метро уже работала на грани пропускной способности. Также необходимо сделать поездки на личном транспорте по городу менее выгодными, чем на коммунальном.

проезд в Киеве

Речь идет, во-первых, об увеличении количества и качества подвижного состава метрополитена и наземного транспорта, ведь в часы пик вагоны столичной подземки больше напоминают банки со шпротами, как любят шутить в народе, а не комфортное средство передвижения.

Что касается введения системы, когда пользование общественным транспортом становится более выгодным, то для автомобилистов это может быть увеличение тарифов на парковку и штрафов, а для киевлян, не имеющих собственных автомобилей — выгодный и длительный абонемент на проезд в муниципальном транспорте.

Киевские власти же решили поднять стоимость проезда в 2,5 раза, сделав месячный абонемент самым дорогим в Европе. Таким образом, месячный абонемент будет невыгоден для большинства пассажиров, пользующихся общественным транспортом менее пяти раз в день. Вопрос, почему при такой ситуации с тарифами и выгодой от покупки абонемента на проезд люди должны пересаживаться на общественный транспорт, риторический.

Европейский подход пока не светит

По словам Дмитрия Беспалова, попытки перейти на другую, приближенную к европейской систему оплаты проезда (а там, отметим, платится за время поездки, включительно с пересадками, а не за одну поездку на одном виде транспорта) были, но всегда обрывались на разных этапах согласования. Тогда предложенную тарифную сетку, которая предусматривала более выгодные для потребителя цены на абонементы, забраковал Департамент экономики КГГА.

транспорт Киева

"Аргументация была убийственной. Они сказали, что эти дорогие месячные абонементы кто-то покупает, поэтому делать дешевле нельзя, поскольку снизится поступление денег. Вариант, что выгодная цена спровоцирует более высокий спрос, не рассматривался", — заявил Беспалов.

После шквала общественного возмущения городской председатель Виталий Кличко заявил, что подорожание проезда откладывается до конца отопительного сезона, то есть до апреля 2021 года. Также мэр Киева пообещал провести публичные консультации и общественные слушания по подорожанию проезда в Киеве. Скорее всего, заявления о подорожании проезда в транспорте до 20 грн были своеобразной "арт-подготовкой", когда людям поначалу озвучивают очень конфликтный вариант, чтобы потом без сопротивления протиснуть просто неприятный. Поэтому весной, скорее всего, проезд подорожает – например, до 15-16 грн. Но даже в данном случае на адекватный, прозрачный и выгодный расчет тарифов на абонементы, а тем более улучшение качества и количества общественного транспорта столицы, рассчитывать не приходится.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme