Пройдите фейс-контроль: Почему новые турникеты метро дискриминируют киевлян

Киев считает себя европейской столицей, но до сих пор пытается скрыть "неудобных" граждан

Екатерина Эйхман
Заместитель руководителя региональных редакций Depo.ua, журналистка, фотограф
Пройдите фейс-контроль: Почему новые тур…

Уже на шести станциях Киевского метрополитена установили новые современные турникеты — на станциях "Сырец", "Площадь Льва Толстого", "Героев Днепра", "Харьковская", "Контрактовая площадь" и "Почайна". Они принимают все электронные способы оплаты проезда, такие как qr-билет, Kyiv Smart Card, карточку киевлянина и бесконтактную банковскую карту.

Всего обновить турникеты в метрополитене обещают на 15 станциях метро. Своей очереди ждут станции "Оболонь", "Тараса Шевченко", "Лыбедская", "Кловская", "Дворец спорта", "Дружбы народов", "Выдубичи", "Славутич", "Осокорки" и "Позняки". До красной ветки новаторство пока не добралось, и непонятно, проиграла ли она от этого.

На переоборудование 15 станций метрополитена из бюджета потратят 102 млн гривен. По результатам тендера, этим занимается словенская компания-производитель Riko, и переоборудовать станции они должны были еще до середины 2020 года. И, казалось бы, прошлогодний локдаун был наиболее удачным временем для этого, ведь подземка тогда не работала. Но что-то пошло не так, и турникеты меняют до сих пор, парализуя работу станций метро в часы пик. Кроме того, пассажиры жалуются, что новые турникеты дольше "думают" перед тем, как пропустить пассажира, но и это не главная проблема.

Как объясняли в метрополитене, турникеты, которым около 50 лет, меняют из-за многочисленных жалоб пассажиров. Наверное, каждому киевлянину знаком страх, когда проходишь через турникет, и он в любой момент может изо всех сил ударить по ногам, независимо от того, оплатил ли пассажир проезд, или вообще выходит из метро. Поэтому эти "орудия инквизиции" было решено отправить на помойку.

Но и с новыми турникетами не все в порядке, ведь они, как и предыдущие, не приспособлены для маломобильных групп людей — людей на инвалидных колясках и родителей с детскими колясками. Эти устройства достигают в высоту двух метров, чтобы их было труднее перепрыгнуть, хотя сами перекладины расположены на том же уровне, что и раньше, поэтому шанс перепрыгнуть их остается. А вот у родителей с детскими колясками трудности точно возникнут. Со старыми турникетами коляску можно было хотя бы поднять над ними что, конечно, тоже неудобно, но теперь будет еще сложнее, ведь пространства для этого "маневра" совсем мало.

Нові турнікети у столичному метро

Около кабинок, в которых сидят работники метрополитена, которые занимаются льготным проездом, есть широкий проход, но, опять же, пройти там без работника метро невозможно. А инклюзия, прежде всего, предусматривает возможность пользоваться общественным транспортом без посторонней помощи. На сегодня, чтобы человек на инвалидной коляске мог воспользоваться услугами метро, он должен позвонить (044) 238-55-11 не позднее чем за полтора часа до перемещения и сообщить время, дату и маршрут для сопровождения. Хорошо, конечно, что есть сопровождение, но человек не сможет, например, выехать по срочным делам или банально спонтанно поехать погулять по центру города.

Переоборудование станций вызвало бурную реакцию среди маломобильных граждан в соцсетях. Ведь 100 миллионов потрачено, а для них ничего не изменилось. В частности, в фейсбук-сообществе "Царь-пандус" отметили, что для того, чтобы попасть в метро, все равно нужно пройти "фейс-контроль" у работников.

Реакція на нові турнікети в метро

В комментариях люди жалуются на то, что пройти фейс-контроль — это лишь часть квеста, ведь сначала надо как-то спуститься по лестнице к турникету, потому как лифтами оборудованы только 13 станций киевской подземки. Отдельный вид развлечений — найти дежурную по станции.

скарги на сходи у метро

Активисты инициативы "Доступно UA" даже проверили, удастся ли человеку на инвалидной коляске самостоятельно воспользоваться станцией метро "Почайна". У них не получилось. "Для маломобильных пассажиров эти улучшения не стали "Добро пожаловать", а превратились в "Молодой человек, пройдите пожалуйста!", потому что без посторонней помощи, "фейс-контроля" и участия работников метро ни родители с детьми в коляске, ни человек с инвалидностью не могут зайти на станцию. К тому же для эпичности ситуации, когда контролеры станции видят их на горизонте, то включают сирену, которая оповещает всех вокруг про потенциально "опасный объект", — сообщили в организации.

 

В комментариях под видео пользователи еще раз подчеркнули, что мол для этого в метро существует сопровождение, и зачем так напрягаться. В "Доступно UA" в который раз отметили, что это сопровождения навязанно-обязательное, и хочется пользоваться услугами наравне со всеми.

люди на інвалізних візках хочуть користуватися метро нарівні з усіма

Более того, для людей с детскими колясками такое сопровождение не предусмотрено.

Люди з дитячими візочками теж не можуть користуватися метро

В фейсбук-сообществе "Киев, дружественный к родителям и малышам" разгорелась по этому поводу нешуточная дискуссия. Сообщество обратилось к заместителю директора Киевского метрополитена Наталье Макогон с вопросом "как можно обновлять старые станции и не принимать во внимание интересы маломобильных групп населения".

переобладнання станцій метро не враховує інтересів маломобільних груп

В ответ Макогон заявила, что они согласовали проекты турникетов с Национальной Ассамблеей инвалидов.

Наталка Макогон про нові турнікети

В свою очередь, главный специалист Ассамблеи Олег Полозюк в эфире телеканала "Киев" заявил, что никаких проблем с доступом к метро у людей на инвалидных колясках нет. "Я лично пользуюсь метрополитеном. Люди, которые передвигаются на колесном кресле, как я, а также люди с детскими колясками, всегда проходили в метрополитен около дежурного. Никогда они не проходили ни через старые турникеты, ни через новые. Это не предусмотрено инструкцией", — сказал он. То есть вместо того, чтобы изменить "инструкции" и приспособить метрополитен для всех граждан, прибегли к аргументу "все всегда так делали".

В то же время в соцсетях пользователи жалуются на грубость работников станции, когда нужна помощь, чтобы пройти с детской коляской. "Мы вас покорнейше просим — не помогайте нам, дайте просто беспрепятственно хотя бы зайти", — пишет одна из киевлянок.

Киев, хоть и является европейской столицей, до сих пор исповедует советскую практику — спрятать всех, кто не передвигается на двух ногах. Городские власти, конечно, заявляют об обратном и в рекламных роликах — Киев довольно таки инклюзивен. Но чтобы проверить эти утверждения далеко ходить не надо, достаточно спуститься в подземку, если, конечно, получится.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme