Маршрутки как раскрутка: Почему киевлянам стоит готовиться к повышению стоимости проезда в транспорте

Зачастую, когда стоимость проезда повышается в маршрутках, вскоре это происходит также в коммунальных автобусах, троллейбусах и в метро

Маршрутки как раскрутка: Почему киевляна…
Фото: Depo.Київ

В Киеве в очередной раз пытаются повысить стоимость проезда в общественном транспорте. Пока инициаторами этого являются частные перевозчики, которые возят киевлян маршрутками.

Пассажиров меньше — расходов больше

Речь идет об общественном союзе "Ассоциация перевозчиков Киева и Киевской области", которая обслуживает около 100 маршрутов в столице. Согласно данным системы Youcontrol, в состав этой Ассоциации входят крупнейшие перевозчики столицы и области. Они написали открытое письмо Кличко о том, как им трудно работать в условиях карантина. Мол, в 2019 году все маршрутки столицы перевозили в день около 1 миллиона пассажиров (для сравнения: в докарантинные времена метрополитен за день перевозил около полутора миллиона пассажиров, — ред.). Сейчас маршрутчики говорят, что за день перевозят не более 450 тысяч пассажиров, то есть пассажиропоток во время карантина у них упал вдвое. Соответственно, доходы от перевозок упали, а операционные расходы выросли, ведь нужно закупать средства для дезинфекции салонов маршруток, а также средства индивидуальной защиты для водителей.

Далее частные перевозчики напоминают, что они вынуждены покупать маршрутки, а также удерживать на плаву свой бизнес, а вот коммунальные перевозчики, такие как "Киевпасатранс", живут чуть ли не за счет городского бюджета. Мол, автобусы и троллейбусы закупают за средства города, покрывают расходы на перевозку льготников. При этом частники говорят, что их маршрутки в прошлом году перевозили даже больше пассажиров в день, чем трамваи, автобусы и троллейбусы "Киевпастранса", которыми пользовались только 833 тыс. пассажиров. А еще маршрутчики констатируют, что городу их работа не стоит ни копейки, а вот коммунальный перевозчик ежегодно получает сотни миллионов гривен преференций.

Частные перевозчики утверждают, что сейчас многие из них находятся на грани банкротства, ведь весной почти два месяца они вообще не работали, а после возобновления работы с конца мая пассажиропоток упал, как уже упоминалось, почти вдвое. Поэтому, уверяют перевозчики, некоторые маршрутки являются убыточными. И, учитывая все это, не исключают, что в ближайшее время могут пойти на повышение стоимости проезда.

Мэрия не влияет на повышение стоимости проезда в маршрутках

В столичной мэрии пока никак не комментируют заявления частных перевозчиков, но еще в конце мая мэр Кличко признавал, что не сможет сдержать повышение стоимости проезда в маршрутках. Тогда глава столицы напоминал, что еще с 2015 года было отменено государственное регулирование цен на перевозки пассажиров в транспорте, то есть каждый частный перевозчик может самостоятельно устанавливать стоимость проезда. Тогда же Кличко добавил, что городские власти не имеют никаких полномочий согласовывать тарифы частным перевозчикам, и как только эти перевозчики надумают повысить тариф, они только должны уведомить городские власти о своих намерениях минимум за семь рабочих дней.

Сомнений в том, что частные перевозчики рано или поздно повысят стоимость проезда, не возникает. Киевляне это уже проходили и в 2016 году, и в 2017-м, и в 2018-м. Маршрутчики просто клеили объявления в салоне бусов, что через два-три дня стоимость проезда вырастет, объясняя повышение, например, увеличением минимальной зарплаты, из-за чего водителям приходится больше платить. Также пассажирам рассказывали о повышении стоимости горючего и запчастей. Теперь будут рассказывать о падении пассажиропотока вдвое, а также о дополнительных расходах на санитайзеры и маски для водителей.

Что касается падения пассажиропотока, то стоит посмотреть, как ездят маршрутки. По правилам, во время карантина в общественном транспорте должны быть заполнены только сидячие места, и этого как-то придерживаются в коммунальных трамваях, троллейбусах или автобусах, где за этим следят кондукторы. А вот большинство маршруток ездят под завязку набитые пассажирами. Стоячие места в маршрутках — это норма даже во время карантина. Поэтому отдельно взятая маршрутка во время рейса перевозит не так уж и мало пассажиров по сравнению с докарантинными временами. Относительно же дополнительных затрат на дезинфекцию салонов маршруток, то с этими аргументами можно согласиться, но, опять же, возникают сомнения, что дезинфекционные мероприятия, как и банальная уборка в салонах, реально осуществляются, стоит лишь заглянуть в обычную маршрутку. То же самое касается масок на лицах водителей и санитайзеров: последние есть далеко не везде, а если и есть, то часто пустые. Маски же водители надевают как попало и не меняют каждые несколько часов, как того требуют нормы, а потому для перевозчика они стоят, по сути, мизерное количество гривен. Это если маски работникам таки выдают, а не они их покупают за свои деньги, как это часто бывает в любых сферах, не только в перевозках.

И не забываем о качестве перевозок в маршрутках. Где те новые маршрутки, которые предприниматели будто бы покупают, остается догадываться: на улицах города найти новенький желтый бус — большая удача. Зато в Киеве очень часто встречаются случаи, когда на ходу у маршрутки, например, просто отпадают колеса, что куда лучше иллюстрирует реальное положение вещей.

маршрутка київ

Но вернемся к тому, что частные перевозчики все же повысят стоимость своих услуг, ведь никто не мешает им это сделать. Сейчас большинство маршруток работают по тарифу 8 гривен. В социальных сетях некоторые пользователи предполагают, что стоимость проезда вырастет вдвое, ведь, дескать, пассажиропоток упал вдвое. Однако стоит реально оценивать ситуацию и понимать, что не так уж много киевлян будут платить за маршрутку по 15-16 гривен — дешевле будет ездить на собственном авто, если оно есть. У кого автомобиля нет, будут искать альтернативные виды транспорта, где более или менее адекватная стоимость проезда — пока это могут быть обычные автобусы и троллейбусы. Поэтому целесообразнее говорить о повышении тарифов на гривну-две, максимум — на три гривны, как это происходило и раньше. Иначе перевозчики просто потеряют своего пассажира.

После маршруток дорожает стоимость проезда в троллейбусах

Когда произойдет повышение тарифов, неизвестно. Похоже, пока частные перевозчики только готовят основы для этого. Однако не следует забывать, что как только маршрутчики повышают тарифы на проезд, такой же шаг с большой вероятностью сделает и столичная власть, повышая стоимость проезда в автобусах, троллейбусах, трамваях и в метро. Например, в конце 2016 и в начале 2017 частные перевозчики повысили тарифы на проезд, а уже через несколько месяцев городские власти объявили про такой же шаг в коммунальном транспорте. После этого объявления, уже с 15 июля 2017, стоимость проезда выросла более чем на 30% — с трех гривен до четырех.

Пока, конечно, рано говорить о том, что стоимость проезда в коммунальном транспорте может повыситься. Сам мэр Кличко в конце мая уверял киевлян, что стоимость проезда в общественном транспорте, а именно в автобусах, троллейбусах, трамваях и в метро, повышать пока не будут.

Стоит напомнить, что когда речь идет о повышении тарифов, киевляне сначала могут узнать об этом, например, от журналистов или активистов, а уже потом — от городских властей. Например, в 2018 году СМИ начали предупреждать о повышении тарифов еще за несколько месяцев до внедрения новых тарифов, а вот в мэрии отмалчивались до последнего. Тогда в конце апреля первый заместитель Кличко Николай Поворозник заявил, что вопрос повышения стоимости проезда сначала пройдет общественные слушания, а уже потом будет принято окончательное решение. После чего прошло меньше двух месяцев, и стоимость проезда подскочила сразу вдвое — с 4 до 8 гривен. Трудно поверить, что киевляне во время общественных обсуждений высказывались за такое повышение.

Не следует забывать и о том, как интересно продвигалось это двойное повышение. В Киевсовет привели работников столичного метро и "Киевпастранса", которые просто умоляли мэра и его команду поднять стоимость проезда, чтобы, мол, коммунальные предприятия хоть немного сводили концы с концами. И городские власти тут же "пошли навстречу", мол, и не хотят, но водители и кондукторы просят. Поскольку тогда этот трюк удался, его можно повторить еще раз. Мэр снова выйдет сухим из воды, заявив, что о непопулярном шаге его просили работники "Киевпастранса" и метрополитена. Тем более, что коммунальные перевозчики уже обращались к городским властям с просьбой о финансовой помощи, ведь во время карантина общественный транспорт не ездил, поэтому у коммунальщиков огромные потери на сотни миллионов гривен.

Поэтому руководители коммунальных перевозчиков могут также сказать, что пассажиропоток упал, а вместе с ним упали прибыли, а на фоне этого может и созреет план с повышением тарифов на проезд.

Напомним, что всего во времена мэра Кличко стоимость проезда в общественном транспорте повышалась уже трижды. Сначала это произошло в 2015 году, когда стоимость проезда увеличили с 1,5 грн до 3 грн. В 2017 году стоимость проезда повысили до 4 грн, а уже в 2018 году — до 8 грн. Таким образом, стоимость проезда в общественном транспорте повысилась за 5 лет в более чем в 5 раз. Если учитывать, что Кличко руководит городом шесть лет, а стоимость проезда повышалась трижды, то в среднем это происходит каждые два года. И последний раз стоимость проезда повышали именно два года назад.

Конечно, до выборов мэр Кличко никаких действий по повышению тарифов на проезд делать не будет, ведь нужно быть политическим самоубийцей, чтобы подмочить себе рейтинг таким непопулярным шагом непосредственно перед выборами. До выборов мэра Киева осталось два месяца. А вот после того, как он усядется в свое кресло на следующий срок, можно уже и наводить новый порядок — и стоимость — в коммунальном транспорте.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme