Везет, как утопленнику: Почему дожди и дальше будут заливать "Героев Днепра"

В борьбе с последствиями непогоды городские власти фактически отрезали себе отходные пути хаотичной застройкой и "кривым" проектом торгового центра над метро

Олекса Шкатов
Заместитель главного редактора по работе с регионами - руководитель региональных редакций
Везет, как утопленнику: Почему дожди и д…

Ливень 4 мая наделал немало убытка в столице: непродолжительный, но мощный дождь с градом поочередно прошелся по районам города, оставляя после себя затопленные дороги, дворы и подземные переходы. Особенно поразили пользователей соцсетей фотографии затопленных доверху входов в станцию метро "Героев Днепра".

Сразу заметим, что, несмотря на апокалиптическую картину, затоплены только входы: сама станция с кассовым залом защищена поднятыми гермозатворами и, очевидно, не пострадала. Поэтому стоит откачать воду, отмыть лестничные проходы, и "Героев Днепра" снова будет готова к работе. Впрочем, важным остается вопрос, почему так произошло и угрожают ли затопление в будущем. Depo.Киев решили разобраться в этом более детально.

Частично закрытый гермозатвор на одном из входов на станцию "Героев Днепра" 7 мая 2020 года. Вода откачана, лестницы отмыты.

Прежде всего следует понимать, что "Героев Днепра", имея входы ниже поверхности, затапливается не первый раз. "Именно такой вид эта станция имела во время сильных дождей, там даже отдельная инструкция есть на такие случаи, поскольку явление частое, – пояснил фотограф, знаток столичной подземки Олег Тоцкий. – Правда, при строительстве ТЦ могли бы эту проблему решить как-то, усилив "ливневку".

Торговый центр, упомянутый собеседником Depo.Киев, – скандальный "Оазис", возведение которого началось в 2016 году под видом "укрепления грунтов" и завершилось при поддержке мэра Виталия Кличко, несмотря на протесты местных жителей. По логике, трехэтажная постройка, которая накрыла открытую чашу переходного кольца, должна была бы защитить "Героев Днепра" от подтопления. Однако, очевидно, не так произошло, как предполагалось. По мнению портала "Моя Оболонь", который также заинтересовался затоплением входов в "подземку", именно строительство ТЦ осложнило ситуацию. В частности потому, что были забетонированы дождестоки-резервуары перед полуподземными переходами, также исчезли дождеприемники вдоль внутреннего периметра чаши, а уровень внутри кольца был поднят. При этом, отметим, чтобы "развести" поток пассажиров и покупателей, по периметру были проложены обходные галереи к входам метро. И по ним вода идет сразу в "подземку", что хорошо видно даже через три дня наводнения – по подмоченных полам.

Следы подтопления на подходах к "Героев Днепра". Обходная галерея – справа от входа, за магазином.

Но есть еще несколько факторов, каждый из которых мог внести свою лепту в затопление станции. Чтобы лучше их понять, следует напомнить ответ "Киевавтодора" на запрос Depo.Киев относительно другой подобной проблемы города – затопления во время дождей проезда под путепроводом на "Левобережной". Дорожники прямо говорят: проблема там относительно свежая – до 2006 года луж, в которых тонут машины, на "Левобережке" не было. Все изменилось, когда в районе начали массово возводить высотные жилые дома, что привело к фактическому увеличению объемов водосбора. Вокруг домов все асфальтируется, и дождевая вода, которая раньше уходила в грунт, теперь может пойти только в дождевую канализацию. А она на "Левобережной" проектировалась полвека назад и была рассчитана на застройку согласно Генплану, а не на строительные рекорды Омельченко, Черновецкого, Попова и Кличко.

Каждый заасфальтированный клочок газона – это не отведенная в землю вода, которая должна куда-то деться. А в результате строительства исчезает уже не просто плоскость, а и немалый объем грунта, который мог быть насыщен дождевой водой. Все эти сотни и тысячи кубометров фундаментов и подземных этажей, то есть закопанного под землю бетона, могли бы быть водой, которая осталась бы в земле и не наделала беды. Теперь она ищет, куда деваться. И подземный переход – идеальный "тайник", что также подтверждено на Героев Днепра, только уже не на станции метро, а на улице. Вот, например, многострадальный переход, который регулярно затапливается уже несколько лет подряд.

Теперь разберемся, что же произошло за последнее время вокруг станции метро. В этом помогут старые фото – например, конца 1980-х. В течение 1990-х территорию вокруг "обсыпало" ларьками, но кардинально она не изменилась. Капитальные метаморфозы произошли в 2000-х.

О том, что исчезли газоны внутри кольца, даже не будем – посмотрим вокруг. Над туннелями, которые ведут к метродепо, появилась парковка (1) – следовательно, эта земля из водоотвода вышла. С противоположной стороны вырос "Дримтаун-2", также с парковкой, оставив только клочок газона возле кольца, который во время строительства также "похудел" (2). Исчезли зеленые пятна возле трамвайного кольца (3) и остановки автобусов на Вышгород, где вырос рынок "Оболонь" (4). Во время строительства были полностью срезаны зеленые клочки насыпи вокруг переходов (5) – там были построены подземные торговые площади и разгрузочные терминалы. Все это, разумеется, только поспособствовало увеличению не принятой почвой влаги. И при этом, как упоминалось выше, были уничтожены большие дождеприемники-резервуары (6) – теперь на их месте пародия на водоотведение, которая со своей функцией, очевидно, справиться не способна.

Добавить сюда "бонус" – еще два "сарайчика неизвестного назначения, которые именно сейчас строятся напротив дома по ул. Героев Днепра, 30 – и станет понятно, что нынешний потоп является лишь "первой ласточкой" будущих проблем. Которая еще и очень удачно "прилетела" – во время карантина, когда метро не работает. Что будет, если подобная непогода зальет работающую "подземку", можно только догадываться.

По данным портала "Моя Оболонь", постройки неизвестного назначения строит застройщик "Оазиса" – "Эликон".

Сооружения возводятся вплотную к жилому дому.

На ближайшей к кольцу площадке в самом неудобном месте, к которому невозможно подойти, нашелся "паспорт", согласно которому строится "дом быта". На второй площадке никакой информации нет.

На то, что городская власть сделает выводы и срочно возьмется за исправление ситуации, рассчитывать вряд ли приходится – отходные пути она себе уже фактически отрезала хаотичной застройкой и "кривым" проектом ТЦ над "Героев Днепра". Поэтому местным жителям, не исключено, время придумывать обходные пути от соседней "Минской", которая осадков не боится. По крайней мере, пока что.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme