Степь, дубравы, Днепр и песчаные дюны: Куда поехать на велосипеде с киевской Оболони

Несколько советов для тех, кто хочет уехать подальше, но не знает точно, куда. Жителям Минского и других массивов также пригодится

Олекса Шкатов
Заместитель главного редактора по работе с регионами - руководитель региональных редакций
Степь, дубравы, Днепр и песчаные дюны: К…
Вокруг Оболони найдется много маршрутов, по которым можно прокатиться с пользой и удовольствием

Самая известная прогулочная зона северного района киевского правобережья — парк Наталка. Это одна из самых новых и самых современных зон отдыха столицы, которой очень гордится и на которой всячески пиарится местная власть, хотя старт превращению загроможденного пустыря на модную локацию несколько лет назад дали отнюдь не чиновники, а инициативные местные жители. Однако для велопрогулок эта ухоженная территория, как и Оболонская набережная рядом — не самое лучшее место. Здесь слишком людно и есть большой риск столкновения с человеком или с собакой, наезды на которых, к сожалению, уже случались. Поэтому лучше поехать туда, где дорожки грунтовые, но людей меньше, пространства больше, а виды увлекательные.

Парк и остров Муромец

Отдых на острове Муромец

Бывший и ныне декоммунизированный Парк Дружбы народов — известная и популярная велолокация, поэтому на выходных конкуренция двухколесных здесь будет более чем заметной. Несмотря на свое нынешнее название, парк Муромец расположен на все еще Трухановом острове, а вот одноименный остров расположен севернее — за рекой, а точнее проливом Бобровней.

Бобровня на острове Муромец

Территория здесь огромная, ландшафт разнообразен, поэтому место найдется и для любителей полевых трав, и ярых рыбаков, и бегунов, и ценителей тихого полудикого отдыха на берегах озер-стариц, и сторонникам традиционного пляжного загара. С последним вообще выбор — лучший в Киеве. Западная часть островов — берег могучего Днепра, северная — чистой Десны, восточный — тихой и теплой Десенки-Черторыя. Березовые, дубовые и сосновые рощицы, небольшие дюны, мостики через Бобровню и душистые степные травы прилагаются.

Мостик через Бобровню, парк Муромец

Покрытие тоже на любой вкус: тут и асфальт, и легкая грунтовка, и серьезные пески. На севере Муромец плотиной соединен с левым берегом, поэтому возвращаться домой уставшие райдеры могут через цивилизованную Троещину.

Плюсы: огромная территория, разнообразие покрытия и рельефа, парковая часть имеет велосипедную разметку.

Минусы: много людей на выходных, в случае усталости или поломки — далеко возвращаться, немало песчаных участков.

Как доехать к острову, в парк Муромец

Как доехать: единственный путь к Муромцу — по Северному мосту, его пешеходной частью. Также есть соединение плотиной через Черторой с левым берегом и Троещиной.

Пуща-Водица

Еще одна довольно известная и популярная локация. Пуща-Водица — когда-то курортный поселок, который сейчас активно застраивается современными коробками. К сожалению, главных прелестей старой Пущи, леса и старинных живописных дач, с каждым годом становится все меньше — они беспощадно уничтожаются ради нового дорогого жилья. Остается озеро Горащиха (а точнее — немалый став) с зоной отдыха и лодочной станцией, оборудованный пляж там же и небольшой парк с живописным мостиком.

Тарзанка в Пуще-Водице

Ближе к городу еще один став и зона отдыха — Минск — но туда приезжают в основном на машинах жарить шашлыки. Кроме того, не следует сбрасывать с весов еще один приятный бонус Пущи — дорогу к ней через настоящий лес.

Плюсы: оборудованные и живописные места, равномерный рельеф, цивилизованный отдых, в случае усталости можно уехать на трамвае.

Минусы: большое количество людей на выходных и праздниках.

Как доехать в Пущу-Водицу

Красным обозначен путь по асфальтовым дорогам, синим — по грунтовке вдоль трамвайных путей

Как доехать: первый путь — для любителей асфальта: Большая кольцевая дорога, тротуар или по обочине проезжей части (предупреждение: скорость автомобильного трафика здесь высокая) от улицы Семьи Кульженко, дальше по той же Кольцевой через лес, и потом, от перекрестка, по улице Минской до самого поселка.

Второй путь — через лес: грунтовая тропа вьется вдоль трамвайных путей, к ней от площади Тараса Шевченко идет технический проезд, также вдоль пути.

Министерка

озеро Министерка

Озеро Министерка, оно же Редькино — бывший карьер, из которого брали песок для строительства Оболони. Свое "блатное" название водоем получил благодаря расположенному рядом в лесу комплексу отдыха "Пуща-Водица", который принадлежит Государственному управлению делами, официальное — за название расположенного рядом хутора, ныне — вполне фешенебельного коттеджного поселка.

Летом на Министерке особенно людно — зона отдыха имеет "дикую" и "цивилизованную" часть с платными мангалами и беседками и очень популярна среди жителей Оболони, Министерского массива и окружающих когда-то дачных, а теперь коттеджных массивов. После 6 вечера отдыхающие начинают расходиться, и им на смену приходят спортсмены — бегуны, велосипедисты, апологеты скандинавской ходьбы. Поэтому более-менее просторно здесь становится разве что в сумерки или в "несезон".

Радуга на озере Редькино

Отметим, что вода на Министерке чистая и теплая, но последнее — довольно обманчивое впечатление. Ведь глубина карьера большая, течение, а вместе с ним и перемешивание, отсутствуют, и под верхней теплой пленкой скрывается вполне холодная пропасть, что следует учитывать.

Рельеф на Министерке разнообразный и порой весьма сложный, со спусками и подъемами, неожиданными поворотами и песчаными ямами.

Плюсы: близость, интересный рельеф, прекрасно подходит для короткой поездки.

Минусы: большое количество людей, надо быть одинаково внимательным как днем, так и вечером, в любой момент ожидая неожиданного появления детей, собак или кого-нибудь другого.

Как доехать до Министерки, Озера Редькино

Красным обозначен кратчайший, но исчезающий путь. Синим обозначен долгий путь по асфальтовым дорогам

Как доехать: удобная дорога с Оболони все еще существует, но буквально доживает последние дни. Она проходит проездами вдоль улицы Богатырской, далее — двести метров по улице Семьи Шовкоплясов слева (поворот перед заправкой "WOG"), затем — по грунтовому проезду через зеленые ворота с "Докер-пабом", через стройплощадку развязки с Богатырской и, наконец — по тропинке через луга и через железнодорожные пути на Вышгород перед самой Министеркой. Сейчас этот путь на глазах уничтожается "большим строительством" Кольцевой дороги. Никаких переходов для людей, понятно, проектом в данном месте не предусмотрено. Поэтому остается дальний — асфальтовый — переезд: по Богатырской улице мимо залива Верблюд до Городской детской больницы №1, и далее — или по подземному переходу на сторону озера, или же, не слезая с велосипеда, почти километровой петлей автопроезда под трассой Р-69.

Также есть проезд со стороны ЖК "Министерский" (через территорию снесенных теплиц совхоза "Пуща-Водица"), от перекрестка Большой кольцевой с улицей Семьи Кульженко и перекресток Большой кольцевой с Минским проспектом.

Киевское море

Вид с вышгородских гор на Киевское море

Смотаться на Киевское море, то есть в Вышгород — вариант, по расстоянию несколько схожий с Пущей-Водицей, а вот по впечатлениям — совсем иной. Поехать туда можно сразу после Министерки, если есть время и вдохновение. Из вызовов — далеко не на всех участках приятная дорога, а путь от набережной до выезда из Вышгорода почти обязательно сопровождается ветром. Если попутным — то летишь, как птица. Если встречным — то ползешь, как измучившаяся улитка.

Остатки бобслейной трассы в Вышгороде

Остатки бобслейной трассы в Вышгороде

Из бонусов — плотина Киевской ГЭС, набережная Киевского водохранилища, а для ценителей заброшенных объектов — остатки бобслейной трассы, на которой когда-то тренировали сборную СССР. С каждым годом от нее остается все меньше, поэтому лучше успеть сейчас, чем не успеть вообще.

Плюсы: цивилизованная набережная, преимущественно твердое покрытие, пейзажи, возможность отдохнуть.

Минусы: не очень удобный подъезд, большое количество людей.

Как доехать до Вышгорода

Красным обозначен путь от дачных кооперативов до въезда в Вышгород

Как доехать: трассу Р-69 рассматривать не будем, она — для настоящих любителей асфальта, а вот у новичков может вызвать страх. Еще имеет затяжной подъем. Поэтому остановимся на "партизанских тропах". Условно дорогу можно разделить на три части. Первая — самая комфортная: по улице Богатырской мимо залива Верблюд до Детской больницы №1. Дальше — проездом мимо заброшенного поста ГАИ и заправки до въезда в дачные кооперативы. И тут начинается вторая часть: надо повернуть на тропу, которая вьется слева от дач мимо железнодорожных путей. Это — самый неприятный участок пути, где новички могут вести велосипед, а не ехать. Но вскоре тропа скатится с железнодорожной насыпи на проезд со старым разбитым асфальтом. Именно его и следует держаться, не сворачивая на грунтовку, хотя он и сделает большую петлю справа, до бетонного забора водозабора ДВС, а затем завернет под прямым углом назад к железной дороге. На пересечении с ней уже видно въезд в Вышгород — до него можно добраться осторожно мимо путей, или же проехать к трассе и ехать по асфальту, но в потоке машин. Ну, а на въезде стартует третья часть — надо просто ехать вместе со всеми по улице Набережной, и она обязательно доведет до моря. Единственное что перед правым поворотом к ГЭС (до него улица идет исключительно прямо) надо на светофоре перейти на противоположную сторону улицы, ведь больше таких шансов не будет.

Оболонские луга на заливе Верблюд

Верблюд, как и другие оболонские заливы и озера, образовался в результате добычи песка для строительства района, то есть, по сути, является затопленным карьером с серьезными глубинами. Название получил благодаря двум холмам-заливам в своей северной части, еще и выход к Днепру, где обустроен гребной канал, напоминает верблюжью шею. Оболонский берег залива — отличный вариант для коротких и расслабленных покатушек с некоторыми элементами бездорожья.

Летом это довольно приличная грунтовка (а весной местами как раз неприличная) с некоторыми спусками-подъемами, иногда — с песком, но в основном не сложная. По ней можно прокатиться вдоль всего берега, но в восточной части, ближе к выходу к Днепру, начинаются песчаные дюны, поэтому туда лучше не ехать, чтобы не портить себе нервы.

Плюсы: близость. Есть пляжи.

Минусы: большое количество отдыхающих и машин. Местами помойки.

Как доехать на Оболонские луга

Как доехать: удобнее всего на Оболонские луга проезжать с конца Оболонского проспекта, через проход между гаражными кооперативами. Также возможен проезд с конца улицы Приречной.

Пески на Собачьем Устье

Это может быть продолжением поездки по Оболонским лугам, но уже для "прокачанных" роверистов, готовых буквально месить песок. Собственно, из-за последнего на косу Собачье устье, которая отделяет одноименный залив Днепра, лучше приезжать после дождя, когда пыль прибита и не такая сыпучая. Впрочем, с определенными умениями и вписываниями в правильные повороты всю косу можно проехать по периметру, не слезая с седла. Ну, или почти не слезая. Отметим, что за песчаной частью будет более приличная, с тенью и почти твердой грунтовой дорогой — которая, впрочем, на южном конце все равно закончится пляжем и глубоким песком. Кроме того, следует учитывать, что эти места очень облюблены автомобилистами, поэтому людей здесь много в любой части. В начале недели и вечером в воскресенье людей становится меньше. А вот мусора, к сожалению, только больше.

Вид с косы Собачье устье на Приречную улицу

Вид с Собачьего устья на улицу Приречную

Преимуществом остаются пляжи — как на Днепре, так и на заливе. В частности для ценителей подсказываем, что именно здесь расположен нудистский пляж на Собачьем устье. Найти его можно за яхт-клубом, ориентир — такая себе парковка на границе песка и "зеленки".

Плюсы: пляжи как на Днепре, так и на Собачьем устье.

Минусы: глубокий песок. На выходных очень людно. Местами помойки.

Как доехать на косу Собачье устье

Как доехать: по асфальтированной дороге, ведущей от конца Приречной, мимо популярного пляжа "Африка" до яхт-клуба. На повороте к последнему, но не доезжая до него (асфальтовый проезд уходит вправо), в левую сторону уходит наезженная грунтовка, пригодная для проезда к берегу Днепра, ее видно с асфальта. Все остальные ведут в песок. Альтернатива — ехать по грунтовке за яхт-клубом и дальше, держать курс, более или менее параллельный Собачьему устью.

Дубовая роща и Калиновый рог

Вечерний вид на Вышгород

Это — бонус для самых выносливых, кто дочитал до конца.

Дубовая роща и Калиновый рог — местности на противоположном от Оболони береге залива Верблюд, за "Итальянским городком" и бывшей конной базой, ныне разрушенной. Добираться до них не очень удобно, въезд машинами возможен разве что через упомянутый выше коттеджный поселок, поэтому и гуляют там знатоки из бывалых или из местных. И это делает эти локации лучшими из всего списка. Именно здесь можно встретиться с дикой природой. В буквальном смысле: если повезет здесь можно увидеть выдр, бобров, лисиц, перепелов и тетеревов. И виды здесь замечательные, особенно утром и вечером.

Дубовая роща

Разделены эти местности старой частью озера Лукового (заметим, с российским луком озеро не имеет ничего общего. Название пошло от украинских заливных и лугов, чем и была Оболонь до застройки), и по его проливу до залива Верблюд. Дубовая роща — действительно большая дубрава с атакованными молниями могучими деревьями, молчаливыми и черными весной, когда травы и подлесок уже пышно зеленеют, а летописные великаны и не думают выпускать листья.

Урочище Калиновый рог

Урочище Калиновый рог — полуостров, с одной стороны которого — тихие заводи Верблюда, с другой — обрывистые пляжики вдоль Днепра с невероятным видом на острова и Вышгород, а в глубине рога — степь с душистыми травами и разбросанными одинокими деревьями и рощами, в которых можно найти то озеро, а то и языческое капище.

Плюсы: удаленность и небольшое количество людей

Минусы: люди там все же есть, со всеми последствиями. Ближе к Днепру глубокие, очень глубокие пески.

Как доехать до Калиновго рога

Как доехать: перед "Итальянским городком" надо свернуть на пляж на берегу Верблюда, проехать зону отдыха (легче ехать, держась кромки воды), в конце разрушенной конной базы резко подняться по тропинке вверх и дальше держаться натоптанных дорожек, которые петляют в обход заливов и оврагов. С Калинового рога возможен выход через брод (глубина до/чуть выше колен) на территорию дачного кооператива "Чернобылец", далее — вдоль берега прямо к КПП и после шлагбаума налево.

Полезные советы: Как ездить по песку

Как бы не хотелось быть вездеходами, но велосипеды очень не любят песок. Он забивается в систему трансмиссии велосипеда, которая после каждого песчаного заезда, если быть заботливым владельцем двухколесного, требует чистки и смазки. В противном случае песок ускоряет износ механизмов велосипеда до неизбежной замены. Но это — вопросы технические. Если же говорить о вопросах практических, то проходить песчаные участки пути, даже довольно глубокие, поможет соблюдение нескольких довольно простых правил. Особенно если райдер — легкий.

Правило первое: переключаемся на пониженные передачи. Это сэкономит силы всаднику и ресурс велосипеда. Для большинства людей вполне рабочими будут передачи 2-3 — 2-4, другим может понадобиться перейти на 1-3 — 1-4, в исключительных ситуациях — ниже.

Правило второе: переносим вес на заднее "толчковое" колесо, как бы ни хотелось обратного — как бы не хотелось "подналечь" на педали и руль. Для этого надо сесть как можно глубже на седло, а еще лучше — подсвеситься с него. Переднее колесо должно быть максимально разгруженным. Это позволит ему не погружаться в песок, останавливая ход.

Правило третье: держим руль крепко и в нужном направлении. Переднее колесо всегда заворачивается в сторону еще более глубокого погружения. Поэтому чрезвычайно важно не давать рулю завернуть, куда он сам хочет, а четко направлять в нужном направлении — напомним, при этом не нагружая переднее колесо. Это даст возможность на одном заднем выехать на менее запесоченный участок или переехать глубокую сыпучку на ногах и воли к победе.

И еще один совет: по возможности держимся ближе к растительности. Ее корневые системы связывают почву, придавая ей упругости, поэтому даже граница с травяным покровом может оказаться проезжей по сравнению с "дорогой". Наконец, велосипед — в целом достаточно проходной вид транспорта и, в отличие от песка, вполне пройдет по степи, а то и по мелкому степному подлеску. Поэтому если есть куда съехать, чтобы обойти песчаный участок, то лучше так и сделать.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme