Реконструкция моста Патона: Как преодолеть транспортный коллапс

Городская власть столицы запустила процесс реконструкции моста Патона впервые за 68 лет, но не факт, что это поможет решить проблему с пробками

Сергей Фоменко
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Киев
Реконструкция моста Патона: Как преодоле…

Коммунальная корпорация "Киевавтодор" объявила тендер на проектирование реконструкции моста Патона. Ожидаемая стоимость проектирования составит 47,208 млн гривен, а сами работы должны закончить к концу 2022 года.

Depo.Киев рассказывает о том, что известно о предстоящей реконструкции многострадальной переправы и поможет восстановлению моста Патона преодолеть транспортный коллапс в городе.

От первого в мире до аварийного

Проект переправы разработали под руководством выдающегося академика Евгения Патона в 1940-х годах. Специалисты взяли за идею результаты исследований Патона в области электросварки, а именно — технологию замены клепаных мостовых конструкций цельносварными.

Для проекта бетонных опор были использованы наработки для Наводницкого моста, который строили на этом месте до начала войны, но почти все конструкции взорвали в 1943 году во время битвы за город во Второй мировой войне.

Проект нового моста утвердили в 1949 году и начали строительство. Все металлоконструкции были изготовлены в тогдашнем Днепропетровске и привезены в столицу по железной дороге. Они были сварены непосредственно на месте строительства. Работы завершились летом 1953 года, а официально переправу открыли 5 ноября. Мост назвали в честь Евгения Патона, который не дожил до открытия три месяца.

Відкриття мосту Патона 1953 рік

Открытие моста Патона

Мост Патона стал первой в мире цельносварной переправой. Его длина — 1543 метров, что на 300 метров длиннее чем улица Крещатик. Для возведения сварили 264 балки, каждая из которых 3,6 метра высотой и 29 метров длиной. Ширина проезжей части между бордюрами — 21 метр, а тротуаров для пешеходов — 3 метра. На въезде со стороны правого берега установили колоннады парадного входа (пропилеи). А также — парадные колонны с левого берега. На самом мосту обустроили декоративно-художественную ограду.

В 1954 году через мост запустили трамвайную линию. А в 1968 году после падения автобуса в Днепр для улучшения безопасности движения впервые в Советском союзе обустроили ограждение-отбойник.

В 2004 году институты имени Шимановского и Патона разработали проект реконструкции моста, который предусматривал расширение проезжей части с 21 м до 33 м. Это позволило бы обустроить восемь полос транспорта по 3,5 м каждая, полосы безопасности и два тротуара дя пешеходов по 1,2 м.

В 2012 году на переправе отремонтировали тротуары и деформационные швы, заменили барьерное ограждение и усилили столбы освещения, но полную реконструкцию не проводили. В 2017 году мост Патона признали аварийным, специалисты отмечали, что он получал колоссальную нагрузку, что не соответствовало проектным расчетам. Тем более, что за 68 лет эксплуатации его не ремонтировали ни разу. Для уменьшения потока транспорта движение по двум крайним полосам было ограничено.

Обмеження руху мостом Патона 

Ограничение движения по мосту Патона Фото: Ihor Ivanov

Летом 2020 года депутат Киевсовета Александр Пабат написал к КП "Киевавтодормост" депутатское обращение, чтобы узнать, когда перестанут действовать ограничения относительно движения по мосту. На что коммунальное предприятие дало ответ, что переправа находится в неработоспособном состоянии, а полное восстановление движения возможно только после реконструкции.

 Відповідь КП "Київавтошляхміст": Міст Патона в непрацездатному стані.

Мост Патона в неработоспособном состоянии. Ответ КП "Киевавтодормост" Фото: Александр Пабат

Из-за ограничений полос движения переправа стала одним из символов транспортного коллапса в столице, поскольку количество автомобилей не уменьшилось и город постоянно страдает от пробок на мосту Патона.

Также переправа "славится" своей опасной транспортной развязкой с заброшенными подъемами, которые делают почти невозможным попадание на переправу на велосипеде или пешком.

После последнего осмотра в 2020 году специалисты пришли к выводу, что надо срочно отремонтировать или заменить поперечные балки по всей длине моста, промежуточные опоры № 21 и № 11, столбы освещения и ограждения.

В сентябре 2020 года в КГГА сообщили о запланированной реставрации моста.

Что планируют сделать

Победителя конкурса на проектирование реконструкции моста Патона планируют определить в конце марта. Первоначально будет разработан эскизный проект. Об этом сообщил заместитель председателя КГГА Александр Густелев.

В рамках реконструкции моста планируют отремонтировать проезжую часть и тротуары, установить барьерную и перильные ограждения, отремонтировать конструкции пролетных строений, опоры и опорные части моста, а также сообщения с мостом.

Кроме этого отремонтируют лестницы и пропилеи на правом берегу и отреставрируют колонны на левом. Также планируется ремонт средств навигации в судоходных пролетах моста, смотровых проходов под пролетами и сети дождевой канализации при необходимости.

Міст Патона

Мост Патона Фото: 24 канал

По словам Александра Густелева, власть планирует расширение моста до восьми полос (сейчас их семь). Он также пообещал обустройство велосипедных дорожек в оба направления и расширение тротуаров Променадной части переправы.

Техническое задание предусматривает возможность прокладки трамвайных путей, а также — подъема и спуска пешеходов на Венецианский остров.

Заместитель Кличко отметил, что во время реконструкции полного перекрытия движения по мосту не планируется, ведь мост Патона — одна из важных транспортных артерий, которая соединяет правый берег столицы с левым.

Полностью реконструкцию моста Патона планируют завершить до 31 декабря 2025 года.

Перевозить не авто, а киевлян

Експерт з транспортного планування Дмитро Беспалов

Дмитрий Беспалов

Мы обратились к эксперту по транспортному планированию Дмитрию Беспалову, который рассказал, каким образом можно улучшить транспорта ситуацию между левым и правым берегом после реконструкции моста Патона.

По его словам, за счет расширения количества полос городская власть хочет увеличить пропускную способность переправы, но нужно перевозить не транспорт, а людей.

Он отметил, что вместо пропускной способности (машины) нужно увеличивать провозную (люди). То есть сделать так, чтобы по мосту можно было перевозить максимальное количество пассажиров.

Дмитрий Беспалов считает, что это можно сделать за счет обустройства велосипедных дорожек, полос для движения общественного транспорта, развития пешеходной инфраструктуры и возвращения трамвайных путей.

Трамвай может существенно разгрузить переправу

В 1954 году через мост запустили трамвайную линию, которая соединяла левобережную систему киевского трамвая с правобережной. В 2004 году трамвайную линию убрали, а вместо нее добавили реверсную полосу, появление которой привело к увеличению ДТП со смертельным исходом при столкновении лоб в лоб.

Разделение трамвайной сети привело к многочисленным акциям протеста и сбору подписей против прекращения трамвайного сообщения между берегами Днепра. После уборки трамвая с моста Патона по нему запустили троллейбусную линию, но она была неспособна перевезти трамвайные пассажиропотоки.

Общественная организация "Совет по урбанистике Киева" предложила разные идеи и собрала наиболее-вероятные маршруты-сценарии трамвая, который через мост Патона снова может объединить 2 берега Днепра в столице. Как уже говорил Дмитрий Беспалов, рельсовый транспорт может существенно улучшить провозную способность моста.

Согласно с их разработками, трамвай будет ехать по центру дороги от Дарницкой площади и почти не будет пересекаться с автомобилями. Островные станции будут связаны с существующими подземными пешеходными переходами.

Восстановление трамвайного движения по мосту позволит провезти до 25 тысяч человек в час в одну сторону. Это почти в 8-10 раз больше, чем по одной автомобильной полосе. Председатель ОО "Совет урбанистики Киева" Виталий Селик утверждает, что это позволит доехать от Дарницкой площади до Бессарабки за 15-20 минут. По состоянию на сегодня урбанисты разработали три варианта трамвайного маршрута через мост Патона.

Трамвайний маршрут через міст Патона

По первому варианту трамвай будет проходить через бульвар Дружбы народов, повернет в короткий туннель перед Печерским мостом, а дальше будет двигаться реверсом по бульвару Леси Украинки с островными выходами на остановки, которые разместят на бульварной части с последующим соединением с Борщаговским трамваем.

Карта трамвайниого маршруту через міст Патона

Второй вариант предусматривает вход трамвая в тоннель вверх на площади Героев ВОВ (возле Родины-Матери) и дальнейший выход на месте касс Дворца Спорта.

Другий варіант трамвайного маршруту від моста Патона

Третий вариант: трамвай будет курсировать по бульвару Дружбы народов с туннельным проходом под Печерским мостом и эстакадой-поворотом на Лыбидскую площадь. Далее маршрут будет следовать по улице Антоновича и будет сливаться с Борщаговским трамваем на улице Саксаганского.

Ще один варіант трамвайного маршруту через міст Патона

По словам Виталия Селика, самый дешевый вариант трамвая через бульвар Леси Украинки обойдется ориентировочно в 45-55 миллионов долларов. Это стоимость десяти поездов метро, или четырех стеклянных мостов возле арки Дружбы народов, или 500 метров строительства глубокого метро.

В проекте городской власти учтена возможность обустройства трамвайных путей, но о конкретных планах по восстановлению травмайного движения по мосту Патона в КГГА пока, к сожалению, речи не идет.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme