Как менялись автобусы Киева за последние 30 лет

Из старых-добрых "Икарусов" киевляне постепенно пересели на белорусские "МАЗы" и отечественные "ЛАЗы"

Недавно столичный автобус в качестве общественного транспорта отпраздновал свой 92-й день рождения. Depo.Киев вспомнил, какими были автобусы в столице еще 30 лет назад и как они менялись на протяжении независимости Украины.

Для начала следует отметить, что киевский автобус начал более-менее развиваться уже после Второй мировой войны. Хотя первые десять автобусов появились на маршрутах города еще в конце 1925 года, но в те годы королем улиц был трамвай, а автобус пришел позже.

Настоящий расцвет столичного автобуса произошел в 80-х годах прошлого века. Тогда на улицах начали массово появляться венгерские "Икарусы", которые зарекомендовали себя достаточно мощными и надежными машинами.

Тогда по Киеву курсировали так называемые "короткие" желтые автобусы "Икарус"-260.

Позже к "коротким" автобусам добавились еще и "гармошки" - "Икарус"-280.

Это были самые массовые автобусы в столичных автопарках, и с таким багажом Киев перешел в 90-е годы. Впрочем, кроме "Икарусов" в городе еще ездили, например, львовские "ЛАЗы". Это были старые модели, но в достаточно ухоженном состоянии.

Например, в 1990-е годы такой автобус ЛАЗ -695 ездил на маршруте №94 "Улица Северная" – "станция метро "Петровка". Кроме того, во второй половине 1990-х и даже в начале 2000-х по столице курсировали "ЛАЗы" более поздних моделей.

В начале 2000-х, по инициативе тогдашнего руководства Киева, в столицу начали поступать автобусы из Швеции – "Вольво" и "Скания".

Это, конечно, был прорыв, но беда в том, что автобусы до этого уже изрядно поэксплуатировались в Скандинавской стране. Более того, почти все автобусы были 1970-1980-х годов выпуска. Впрочем, несмотря на такой возраст, уровень комфорта в этих автобусах был значительно выше, чем во всех остальных машинах, которые работали в Киеве.

К тому же, в автобусах "Вольво" и "Скания" была автоматическая коробка передач, что значительно облегчало работу водителей. По некоторым данным, тогда Киев закупил около сотни этих автобусов из Швеции. Некоторые из них курсировали на столичных маршрутах даже в конце "нулевых", хотя большинство шведских машин все же "устали" уже через несколько лет работы в Киеве - сказался их возраст и киевское обслуживание.

Таким образом, в начале 2000-х годов киевлян возили отечественные "ЛАЗы" и шведские "Вольво" и "Скания", а также курсировали старые венгерские "Икарусы", которые в то время уже дышали на ладан. Переломным для столицы стал 2003 год, когда на маршрутах начали появляться новые автобусы белорусского производства "МАЗ"-103. Особенностью данных автобусов было то, что они на 70% были с низким полом.

Впоследствии киевлян начали перевозить и автобусы особо высокого класса "МАЗ"-105.

По сравнению со всеми другими автобусами, которые были в Киеве, новенькие "МАЗы" были настоящим "космосом" для пассажиров. Например, на маршруте №99 "Минское шоссе" - "станция метро "Минская" некоторое время курсировал лишь один новый "МАЗ", а все остальные автобусы были старыми "Икарусами". Поэтому некоторые пассажиры даже специально поджидали на остановке "белоруса", чтобы насладиться поездкой в нем.

Параллельно с закупкой белорусских автобусов Киев также принимал на маршруты отечественные "ЛАЗы". Например, город закупал модель с "гармошкой" А-291.

Собственно, с 2007-ого года в столице наступает эра именно львовских автобусов. Сначала "Киевпастранс" закупает короткие автобусы модели А-183D1. В этих автобусах доля низкого пола составляла уже 100%.

Почти сразу после закупки этих "ЛАЗов" в Киев начали поступать версии этого же автобуса с "гармошкой".

Новенькие автобусы были восприняты киевлянами с позитивом, ведь после этого появилась возможность не выпускать на маршруты уже добиты желтые "Икарусы". Впрочем, довольно существенной проблемой львовских автобусов было то, что в них фактически не открывались окна. Это были такие себе форточки, а потому летом пассажиры просто страдали в этих автобусах.

Во время подготовки Киева к проведению Евро-2012 в город поступили новые автобусы от белорусского "МАЗа".

Модель этой машины с индексом "107467", не смотря на то, что без "гармошки", имеет длину 15 метров, а это всего лишь на три с лишним метра меньше, чем длиннющие "ЛАЗы". На маршруты новенькие "МАЗы" начали поступать в 2011 году. У них автоматическая коробка переключения передач, а также кондиционирование кабины водителя, что позволяет работать в комфортных условиях.

В целом, в последние годы Минский завод является едва ли не основным поставщиком автобусов для Киева. Например, в столице также курсируют многочисленные 12-метровые машины "МАЗ -203.

Среди новых автобусов, которые недавно поступили в Киев, "МАЗ"-215. Длина этого автобуса составляет почти 19 метров.

Сегодня в столице на маршрутах работают автобусы почти десятка различных моделей. Уже давно с улиц исчезли старые "Икарусы", а парк автобусов постепенно обновляется. Вместе с тем, столичная власть не слишком бережет базу автотранспортников. Например, несколько лет назад чиновники разрешили вместо одного из крупнейших автобусных парков на улице Полярной возвести огромный торговый центр, подчиненный бывшему секретарю Киевсовета времен Януковича Галине Гереге и ее мужу. В свою очередь, автобусный парк №6 "перевезли" аж на Троещину.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook