Арка над Днепром: Как изменился самый известный долгострой Киева за полгода

Работы на Подольско-Воскресенском мостовом переходе, известном долгострое Киева, кипят, несмотря на все сложности

Арка над Днепром: Как изменился самый из…

В 2018-м было сделано немало невидимой стороннему наблюдателю работы: на объекте были наконец решены земельные вопросы, которые годами тормозили строительство; снесено общежитие "Кузницы на Рыбальском" на пути эстакады, а огромная арка самого моста обзавелась связями. В 2019-м изменения стали заметны даже издалека. Детальные и очень интересные отчеты о том, как идет возведение перехода, обнародовал в своем "Живом журнале" киевский фотограф и блогер Олег Тоцкий – и о самой арке Подольского моста, и о том, что было сделано на других участках. Depo.Киев дает краткий обзор того, что изменилось на знаковой для столицы строительной площадке.

Арка

Как и в 2018-м, в этом году строительство, несмотря на все проблемы, шло довольно резво, и изменения на объекте видно невооруженным глазом, ведь арка моста через Днепр была освобождена от временных опор, на которых она все время лежала. Дело это было сделано очень быстро – за два месяца, хотя разбирать конструкции на высоте 70 метров над водой было еще той задачей.

Мост по состоянию на конец апреля

Начало октября

Первым делом были убраны малые опоры по краям моста. Уже тогда арка, постепенно освобождаясь от массивного ржавого хлама, начала приобретать визуальную легкость. После малых взялись за большие опоры посередине моста. Их убрали даже быстрее, чем малые. В это время на мосту можно было наблюдать целый лес кранов – их работало 14 одновременно.

Опоры срезались ниже уровня метро, ведь на их месте уже монтируются консоли для тротуара. А вот временные опоры под мостом пока останутся – их уберут, когда на арку навесят ванты, на которых и будет держаться переход.

Были демонтированы и шпренгели – дополнительные подвесы весом в несколько сотен тонн, с помощью которых фиксировалась проектная форма арки под нагрузкой до того, как она была заперта. Это нужно, чтобы правильно состыковать все сегменты между собой. Все это время шпренгели были в натянутом состоянии, поэтому просто так срезать их было невозможно – сначала надо было ослабить, причем в определенной последовательности, чтобы не заклинило регулирующие узлы и с учетом того, насколько разогнется арка после ослабления каждого шпренгеля. Процесс оказался сложнее, чем монтаж шпренгелей много лет назад. Мало того, что надо было учитывать кучу технических нюансов, еще и работы проводились на огромной высоте. Кроме того, в самих шпренгелях накопились такие напряжения, что порой их закручивало при расцеплении соседних элементов.

После того, как эти теперь уже лишние элементы были срезаны, взялись сразу же заваривать технологические окна в местах бывшего крепления. Хотя на фотографиях кажется, что листы металла прямоугольные, на самом деле они изогнуты под форму арки, поэтому надо было точно попасть в размеры.

Отдельно следует остановиться на тротуарных консолях. На время появления отчета уже была смонтирована половина из них, теперь их уже больше. Под консолями будут располагаться косые двутавровые балки, при помощи которых будет распределяться нагрузка от моста на ванты – то есть, простым языком, переход будет подвешен за низ, а не за края, как может показаться.

Консоль не устанавливается на свое место сразу: сначала ее "примеряют", затем доводят края, чтобы она идеально стала на место, ведь стыковаться этот элемент должен не только с мостом, но и с другими консолями.

Определенные проблемы возникли с тротуарными консолями непосредственно под аркой по ее краям. Дело в том, что сейчас мост находится выше проектного уровня и на расчетное положение опустится, когда повиснет на вантах. Но в размерах крайних консолей это учтено не было, поэтому их пришлось подрезать. Позже необходимую часть наварят или откорректируют форму соответствующего узла. Для моста это не критично, ведь на данном участке консоль не несет существенной нагрузки.

И еще одна изюминка – тротуарные консоли, которые будут огибать арку на уровне дорожного полотна: в этом месте пешеходная часть будет делать "петлю" над водой, здесь будет своеобразный "балкончик". Эти консоли собираются из нескольких блоков. Блоки также сначала "примеряются", потом дорабатываются и далее уже устанавливаются. Причем один из них во время монтажа "забрасывается" за арку – при условиях ограниченного пространства достаточно непростая операция.

Следует отметить, что по поводу тротуарной части среди Facebook-пользователей уже идут довольно горячие дискуссии. Мол, о велодорожках при такой ширине тротуара мечтать не приходится. И это не удивительно: проект перехода разрабатывался очень давно, когда об интересах велосипедистов не то что не думали, а даже и не догадывались. И просто так переработать тот или иной элемент не получится, ведь это повлечет изменения и для других конструкций. Возможно, со временем будет найдено какое-то решение.

Рыбальский полуостров

Теперь о том, что было сделано кроме арки. Начнем с Рыбальского полуострова. Здесь также произошло немало изменений. К примеру, двухъярусная эстакада (верхний ярус, напомним, – автомобильный, нижний – метро), которая в свое время обрывалась над Набережно-Рыбальской дорогой, уже прошла по территории завода "Ремдизель" и приблизилась к будущей "Судостроительной" станции.

На эстакаде продолжаются бетонные работы - создается полотно под будущую дорогу. Работы идут в настолько хорошем темпе, что фото уже в определенной степени устарели, на сегодня сделано еще больше. Сейчас имеющееся бетонное полотно готовят к гидроизолированию.

Отдельно следует обратить внимание на балки будущего заезда с Валов через гавань. Они огромные по сравнению с типовыми балками эстакады. На счастье, делали их на "Кузнице", поэтому издалека везти не пришлось.

Съезд на Набережно-Рыбальскую дорогу теперь не только построен, но и гидроизолирован. Гидроизоляция на эстакаде состоит из трех слоев. Перед нанесением нового слоя поверхность должна быть максимально чистой. Нынешний подрядчик подошел к делу очень ответственно, поэтому терли даже вручную – тряпками.

Также на Рыбальском начался монтаж деформационных швов: они петлями крепятся к арматурной сетке плит, после чего заливаются бетоном. Кроме того, перед съездом с эстакады уже смонтирована система водоотведения, частично окрашены опоры.

В целом объем работ по строительству эстакады и съезда на Набережно-Рыбальскую дорогу эквивалентен строительству около сотни стандартных 33-метроовых железнодорожных мостов.

А еще на Рыбальском исчез козловой кран, который был хорошо заметен с дороги. Он годами стоял без дела и был совершенно выпотрошен вандалами. Демонтаж подъемника наделал немало "шороха" в соцсетях: фото "раскоряченного" крана с ногой, "съехавшей" с эстакады, были охотно подхвачены пользователями: мол, на вечном долгострое произошла авария. На самом же деле, никакой чрезвычайной ситуации не было, а ногу спихнули намеренно – очень осторожно и контролируемо. Сделали это для того, чтобы тяжелая ферма крана легла не на пролет свежепостроенного моста, подвергнув его запроектным нагрузкам, а на опору. Для этого кран пришлось подтянуть, но длины подкрановой эстакады чуть не хватило. Поэтому было решено конструкцию, так сказать, "уронить" в нужном для успеха направлении.

Подол

Здесь начались работы на площадке вокруг старого Рыбальского вантового моста. Сейчас территория расчищена, проведены буровые работы, стартовало строительство ростверков – основ для опор заезда с Валов через гавань на основную трассу. Старый мост окончательно закрыт для посещения, но некоторое время еще постоит, пока не достроят новый заезд и не перебросят через гавань коммуникации, которые сейчас идут по вантовому "дедушке".

Со временем здесь появится стапель для сборки пролетных балок, которые будут надвигаться и монтироваться над гаванью именно с Валов. Впрочем, сейчас работы на этом участке в очередной раз остановились из-за нехватки денег.

Труханов остров

Движемся в направлении левого берега. Первая остановка – Труханов остров. На нем уже можно увидеть "коробки" лестниц и лифтов на верхний ярус – они будут построены с обеих сторон эстакады перед каждой водной преградой.

Лестница на мост через Днепр на Трухановом острове

Лестница на мост через Десенку

Сейчас на Трухановом ведутся монотонные работы: устанавливается ограждение, прокладываются короба под кабели, делаются "заделы" под отбойники и мачты освещения – их установят посередине дороги. Уложено тротуарное покрытие. Немало сил пришлось потратить, чтобы исправить "косяки" предыдущего подрядчика. Кроме того, на мосту через Десенку, как и на Рыбальском, установлена система водоотведения.

Русановские сады

По словам Тоцкого, здесь расположен самый неоднозначный участок строительства: точка, где эстакада с Горбачихи "ныряет" в насыпь на Русановских садах. Здесь надо было построить пять обычных опор и один береговой стоян. Но за два года было построено только три опоры. Четвертая готова лишь наполовину, под пятку построено лишь свайный куст, а береговой устой пока что дорос до уровня "подземки", которая здесь будет скорее "надземкой". Это при том, что на готовые опоры уже установлены металлоконструкции, идет бетонирование балластного "корыта" под метро.

На самих садах на месте будущей трассы пока что пустыри и кое-где – кучи грунта, которым начинают формировать насыпь. Финальная же часть строительства – место, где мостовой переход вновь выйдет на эстакаду, на этот раз через железную дорогу. Здесь уже намечены будущие автодороги – они, вопреки старому проекту, разведены, между ними – пустырь, где когда-то должно появиться заветное метро на Троещину, хотя строить между двумя дорогами его будет нелегко.

Что касается уже левого берега, то там даже неизвестно, куда будут вести съезды, а потому объявленный ранее срок запуска перехода, назначенный на конец 2020-го, кажется все более призрачным. Пока что эстакада строится до точки, от которой сможет повернуть в любую сторону. Но куда и, главное, когда она завернет, остается разве что гадать.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"