Билет на войну, Шулявский мост и 35 га под застройку: Что будет с заводом "Большевик", который продали Хмельницкому

Киевский застройщик Василий Хмельницкий купил за 1,4 млрд грн на аукционе комплекс завода "Большевик", расположенный на 35 га столичной земли

Сергей Фоменко
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Киев
Билет на войну, Шулявский мост и 35 га п…
Коллаж: Depo.Киев

Фонд государственного имущества продал киевский завод "Большевик" на аукционе 27 октября. Завод был продан за 1,429 млрд грн. Победителем аукциона стала компания "Дженерал Коммерс", связанная с застройщиком Василием Хмельницким.

Сам Хмельницкий уже заявил о появлении "инновационной и комфортной" инфраструктуры, но в то же время ряд экспертов отмечает, что аукцион был неконкурентным.

Завод расположен вдоль магистрального проспекта Победы с одной стороны и так называемой малой Кольцевой дороги – с другой. Покупателя, прежде всего, интересуют не производственные мощности завода, а 35 га земли. Сейчас это один из самых лучших и интересных больших участков для застройки среди всех объектов приватизации. Ранее топ-менеджеры девелоперской компании SAGA Development оценивали земельный участок завода в 120-150 млн долларов (3,2–4 млрд грн), что значительно больше суммы, которую заплатили структуры Хмельницкого.

Журналисты Depo.Киев разбирались в ситуации вокруг завода "Большевик" и выясняли, какое будущее ждет его после приватизации.

История "Большевика"

Киевский чугунолитейный и механический завод основали в далеком 1882 году чешские предприниматели. Через 40 лет завод национализировали советские власти, он получил название "Большевик". В 2018 году во время декоммунизации его название сменили на Первый киевский машиностроительный завод (ПКМЗ).

Предприятие специализируется на металлообработке, производстве цилиндров, гидродомкратов, роторов, переработке резины и пластмасс. В 1996 году на заводе работало около 6 тыс. человек, в 2021-м осталось чуть более 200 сотрудников.

На территории имеется более тридцати зданий, однако для нужд завода частично используются всего два помещения. Остальные сдаются в аренду или пустуют. На аренду приходится до 80% денежных поступлений ПКМЗ.

В 2020 году Первый киевский машиностроительный завод получил 22 млн грн убытка, а общая сумма его долгов превысила 500 млн грн. Ежегодно предприятие обязано уплачивать в бюджет столицы 40 млн грн земельного налога. На сегодняшний день завод "Большевик" де-факто превратился в "руины".

Заброшенные помещения Большевика

Заброшенные помещения "Большевика"

Победа Хмельницкого

В открытых конкурентных торгах 27 октября за право собственности на завод "Большевик" соревновались три участника. Стартовая цена лота составила 1,34 млрд грн, шаг аукциона – 20 млн грн. Завод продали за 1,429 млрд грн, то есть стартовая цена выросла всего на 3%. Победителем аукциона, как уже отмечалось, стала компания Дженерал Коммерс.

Теперь победитель в течение 10 дней должен подписать договор купли-продажи и в течение 30 дней после подписания договора перечислить денежные средства в государственный бюджет. После этого 100% акций перейдут на счет покупателя. А дальше, как отметили в ФГИ, начнется новый этап развития целого квартала в столице.

"Дженерал Коммерс" связана с группой UFuture Василия Хмельницкого и Андрея Иванова. Учредители — Владимир Долгополов, АО "ЗНИКИФ "Ларам Систем" и "АБ Пилар Холдингз Лимитед" (Кипр). Директор — Игорь Хижняк.

За компанией стоит консорциум инвесторов, среди которых владелец компании "А Девелопмент" Алексей Баранов и компания UDP под руководством Андрея Иванова, акционером которой является Хмельницкий. Специализируются они не на металлообработке или производстве гидродомкратов, а на реализации проектов жилой недвижимости и социальной инфраструктуры.

До последнего момента на завод претендовали около 15 инвесторов, однако в итоге в аукционе приняли участие только три участника — победитель "Дженерал Коммерс" Хмельницкого, "ИДК Каскад", связанная с экс-нарепом от "Партии регионов" Виталием Хомутынником, и "Инвест новация", которая принадлежит сыну бывшего мэра Киева Степану Черновецкому. Аукцион длился всего 10 минут.

Глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко заявил, что цена завода в 1,429 млрд грн полностью соответствует украинскому инвестиционному климату. В то же время директор компании "City Development Solutions" Роман Герасимчук отметил, что 35 га завода "Большевик" должны стоить упомянутые выше 3,4-4 млрд грн.

Василий Хмельницкий

Василий Хмельницкий

Отметим, что часть цехов "Большевика" уже принадлежит Василию Хмельницкому, что, вероятно, объясняет, почему многие потенциальные участники отказались от участия в аукционе. Утвердить проект для застройки завода до тех пор пока вся недвижимость на земле не находится в одних руках, невозможно. А потому другой покупатель стопроцентно получил бы "билет на войну" с Хмельницким из-за судебных тяжб.

Инвестиционный банкир Сергей Фурса заявил, что накануне аукциона "определенная группа людей", намекая на Хмельницкого и его партнеров, системно работала на то, чтобы отпугивать потенциальных покупателей, угрожая судебными исками.

"Сделать так, чтобы покупка большевика была билетом на войну. Билетом на бесконечные судебные тяжбы. Суды, протесты титушек, договоры аренды, которые на десятилетие вперед заключали бывшие руководители завода в пользу определенных компаний. В результате целый ряд потенциальных инвесторов отказался играть в эту игру А некоторые, как, например, одесский застройщик Kadorr, даже выступили в прессе с обвинениями в сторону олигархов, объясняя почему отказались идти на аукцион, причем суды, титушки и прочее связывались в прессе с определенной группой людей. И эти люди, о чудо, выиграли в аукционе. Сделав все, чтобы им никто не мешал. Стратегия оказалась успешной. И от этого очень мерзкое ощущение на душе. Потому что снова побеждают плохие парни. Пользуются плохими методами. А им никто не мешает", — написал Фурса на своей странице в "Фейсбуке". Хотя и отметил, что хорошо, что приватизация вообще состоялась.

Завод Большевик

Завод Большевик

Пятый цех "Большевика" ради достройки Шулявского моста

В КГГА заявили, что хотят любым способом получить пятый цех приватизированного завода, где столичные власти планируют достроить развязку Шулявского моста. По словам первого заместителя председателя КГГА Николая Поворозника, вариантов соглашения по объекту несколько.

"Важно, что появился объект коммуникации между городом и владельцем этой территории. Надеюсь, что в ближайшее время вопрос пятого цеха будет решен и что мы сможем достроить развязку Шулявского моста так, как она была запланирована. Город выступает за завершение строительства развязки, цех должен быть передан любым способом, который мы определим — это будет продажа, или он будет передан за счет долгов за землю — он будет снесен, на этом месте будет построена развязка" — сказал чиновник.

Он отметил, что с покупателем КГГА еще не контактировала, а переговоры с новым собственником начнутся, когда будут оформлены все документы: "Есть два требования города: пятый цех, выкуп его для общественных нужд, а также налоговый долг по земле, большой. Эти вопросы, которые нам нужно будет при переходе собственности к новому владельцу обсудить вместе". Компания-победитель пока не давала официальных комментариев по поводу планов на пятый цех "Большевика", остается надеяться, что городу удастся уладить вопрос получения цеха для полноценной постройки Шулявского путепровода.

Здесь следует отметить, что хот Хмельницкий и купил территорию завода, расположен комплекс на столичной земле. Новый владелец получает право пользоваться ею. Город, вроде как владеет землей, а это 35 га на Шулявке и 1 га на Трухановом острове, но пользоваться ею не может. Так что за возможность достроить "ветку" для Шулявской развязки, придется заплаить или как-то компенсировать потери инвестору.

Шулявский мост и завод Большевик

Пятый цех "Большевика" и Шулявский мост

Что будет на месте "Большевика"

После победы на аукционе пресс-служба Василия Хмельницкого распространила его личный комментарий, где он подтверждает покупку завода "Большевик" компанией, где он является акционером и делится планами на приватизированную территорию.

"Как акционер UDP я поздравляю партнеров с победой на открытом аукционе. Но прежде всего это хорошая новость для страны. Большая приватизация — это положительный тренд для Украины. Только от продажи заброшенного старого завода "Большевик" государственный бюджет получит миллиардные поступления и погашение долгов в размере около 500 млн. грн. Но, что не менее важно, в Киеве появится инновационная и комфортная для горожан инфраструктура в центре города, эффективный собственник и миллиардные инвестиции, новые рабочие места и перспектива развития", — заявил Хмельницкий.

В компании-победителе также заявили, что они используют опыт и экспертизу, полученные в процессе работы над ревитализацией прежней территории завода "Арсенал", но говорить о концепции еще рано. Отметим, что обустройством общественного пространства на Арсенальной площади занималась также компания Хмельницкого.

По некоторым подсчетам, на территории завода можно будет построить 650 тыс. – 750 тыс. кв. м жилой недвижимости. Условно говоря, это может быть второй Unit.City (инновационный парк на территории бывшего промышленного предприятия, также построенного Хмельницким).

Долги в 500 млн. и промышленные мощности

Перед аукционом в ФГИ сообщили, что покупатель обязуется сохранить основные виды деятельности завода, а также погасить кредиторскую задолженность и долги по выплате зарплаты работникам в размере более 500 млн грн.

Также компания Хмельницкого должна направить инвестиции в ремонт и модернизацию промышленной площадки "Большевика" в Жашкове Черкасской области на сумму более 57 млн грн.

"Приватизация завода "Большевик" — это шанс на вторую жизнь для этого предприятия, которое имеет более 500 млн грн долгов. Ведь в предыдущие годы производство было уничтожено, и теперь основной вид деятельности — сдача помещений в аренду. В то же время, приватизация позволит не только сохранить рабочие места работникам, но и создать новые и модернизировать производство", — отметили в ФГИУ.

То есть, Хмельницкий обязался сохранить промышленные мощности завода, виды его деятельности и погасить долги предприятия. Сама новость о приватизации завода "Большевик" и старте приватизации заброшенных предприятий прошлого по всей Украине положительная, ведь открывает пространство для инвестиций и создания рабочих мест. Негативный осадок в этой истории оставляет только аукцион, в котором – по словам Фурсы – якобы отказались участвовать ряд потенциальных инвесторов из-за давления и угроз получением "билета на войну", что, конечно же, не улучшает инвестиционный климат в Киеве и Украине в целом.

После приватизации "Большевика" остается рассчитывать, что Хмельницкий выполнит свои обязательства по сохранению промышленных мощностей и погашению задолженностей предприятия, решит вопрос с городом по пятому цеху завода для достройки Шулявского путепровода и построит на территории "Большевика" действительно "инновационную и комфортную для горожан инфраструктуру", а не очередной хаотичный каскад высоток, которые, к сожалению, уже стали нормой для Киева.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme