Прославленный до "рождения": Как "мост Кличко" стал самым одиозным объектом Киева
Строительство "мэрского подарка" столице ко Дню города не обошлось без скандалов или "неудобных риторических вопросов"
Совсем мало осталось до открытия объекта, который мэр столицы Виталий Кличко не уставая пиарил последний год: пешеходно-велосипедный мост через Владимирский спуск в безумном темпе "доводят до ума" и "марафетят", чтобы, как и обещалось, "запустить" на День города. Depo.Киев напоминает, чем этот переход уже успел прославиться.
Перед началом строительства моста речь шла о том, что объект "потянет" на 260 миллионов гривен. Однако на днях стало известно, что все работы по строительству и благоустройству прилегающей территории так называемого "моста Кличко" уже оценивается в более чем 400 миллионов гривен.
Возведение моста номинально началось в декабре прошлого года, реально же работы стартовали на месяц раньше – под видом "археологических исследований" территории. С самой же идеей Кличко "носился" по меньшей мере с 2017-го года, хотя возникла она еще раньше. Длина перехода примерно равна 210 метров, ширина – от 6 метров в регулярных зонах до 14 метров в зонах смотровых площадок. С самого начала строительства было не совсем понятно, что именно строят. Ведь, например, на опубликованных рендерах видно, что под смотровой площадкой Арки дружбы народов должен был появиться огромный комплекс неизвестного назначения с соответствующей инфраструктурой.
Что именно собирались построить проектанты, до сих пор неизвестно. В мэрии ответа на вопрос относительно помещений прогнозируемо избежали. Зато вице-президент Киевской организации Национального союза архитекторов Георгий Духовичный рассказывал в СМИ, что видел проект веломоста и канатной дороги, конечная станция должна быть возле Арки дружбы народов. И именно возле этой станции архитектор видел в проектах здание на семь уровней. По мнению Духовичного, это может быть центр для торговли и общественного питания.
Проекты с "канаткой" действительно существуют, причем не с одной, а с двумя. Сначала о них заговорили в 2016-м, а в 2017-м был объявлен инвестеционный конкурс, и с того времени в мэрии не только не отказались от проекта, но и продолжают его "совершенствовать".
Изначально были предусмотрены две трассы подвесной дороги: на Труханов и Почтовую. В самом начале января 2019-го, а именно 2 числа, когда киевляне отходили от встречи Нового года, в мэрии издали распоряжение №1 о продлении трухановской трассы до Русановки. Обращает внимание, что проект явно делался в "связке" с еще несуществующим "селфи-мостом" Кличко. А значит "канатки", по всей видимости, будут следующим "грандиозным прожектом" мэра и его команды, так как пока что они ограничились лишь площадкой со стороны Арки "Дружбы народов".
Активисты неоднократно били тревогу из-за того, что во время строительства моста через Владимирский спуск было уничтожено много деревьев, которые росли вокруг бетонных лестниц, ведущих с Владимирского спуска к памятнику Магдебургскому праву. И именно фактическое уничтожение днепровских склонов в пределах Крещатого парка не оставалось без внимания. Впрочем, мэрию эти "вопли" не останавливали. Они знай "гнули свою линию".
В марте стало известно, что против возведения моста через Владимирский спуск выступило ЮНЕСКО. Соответствующее письмо от Министерства культуры Украины поступило в столичную мэрию еще в феврале текущего года. Оказалось, что согласно закону "Об охране культурного наследия", перед началом строительных работ рядом с объектами всемирного наследия, в их буферных зонах и на прилегающих территориях необходимо проинформировать Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому в Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры требовали приостановить работы по возведению моста через Владимирский спуск. Однако у Кличко на это заявили, что мост строится по закону и никто не собирается прекращать строительство.
Скандалы вокруг моста Кличко и на этом не закончились. В начале мая швейцарские архитекторы обвинили Киев в незаконном использовании их проекта для строительства пешеходно-велосипедного моста. Мол, концепция и конструктивные решения мостового пешеходно-велосипедного перехода между парками "Крещатый" и "Владимирская горка" в Киеве взяты по проекту швейцарских архитекторов, которые получили за него премию во время конкурса в 2013 году.
Речь идет о компании "Leuppi & Schafroth Architekten" из Цюриха. По словам соосновательницы этой компании Стефани Шафрот, базовая концепция, основные принципы проектирования, форма, конструктивное решение и материалы моста через спуск были взяты из их проекта. Оказалось, что в 2017-м году представители Департамента градостроительства связались со швейцарскими архитекторами, чтобы взять проект моста для воплощения. Однако киевские чиновники сказали, что стоимость проекта слишком высока, а сами права на строительство тоже были для чиновников Кличко дорогими. "Киевские чиновники предлагали нам около 39 тысяч швейцарских франков или долларов за дизайн и проектно-техническую документацию нашего проекта – это включительно с призом, который мы выиграли в 2013 году и который до сих пор не получили", – говорила швейцарский архитектор.
Стефани Шафрот уверяет, что до сих пор они не получили ни копейки за проект. В свою очередь в мэрии Киева ответили, что разработку проекта пешеходно-велосипедного моста, который соединит между собой киевские парки "Крещатый" и "Владимирская горка", выполнило ООО "Проектные системы ЛТД" согласно выигранному тендеру на проектные работы. И здесь следует отметить два важных момента. Первый – "Проектные системы ЛТД" – компания, принадлежащая бывшему депутату Киевсовета от партии Кличко Андрею Миргородскому, который легко выигрывает "инвестеционные конкурсы" от КГГА Кличко. Второй – это то, что на защиту застройщика довольно неожиданно стал киевский архитектор, оппозиционный к городской власти, Виктор Петрук. Который отметил, что проект Миргородского появился еще в 2012-м, то есть раньше швейцарского, и сразу был такой – с переменной шириной и иной – нынешней – трассировкой. Поэтому упреки в плагиате явно безосновательны.
Следующее: в мэрии постоянно утверждают, что строительство пешеходно-велосипедного моста через Владимирский спуск создают для непрерывного пешеходного маршрута от Львовской площади до Печерской Лавры. Однако, это скорее выдавание желаемого за действительное, ведь на самом деле нет никаких признаков такого маршрута. Да, пройтись от Лавры до Львовской площади можно, даже благодаря будущему мосту, но в туристических маршрутах. Кроме условного названия, есть куча других атрибутов. И в отличии от европейских городов, где есть много пешеходных маршрутов с соответствующими метками, картами, указателями и информационными табличками, в Киеве трудно найти простые указатели на достопримечательности, не то что какую-то маркировку. Даже киевлянам порой трудно сориентироваться, куда идти, куда уж туристам из других стран.
По велосипедной составляющей: поскольку на мосту через Владимирский спуск будет велодорожка, то возникает логичный вопрос, куда она должна вывести велосипедиста и как до нее доехать. Ведь велоинфраструктура в столице Украины отсутствует как класс. "Велодорожка" эта будет только на мосту: ее нет ни в парке Владимирская горка, ни со стороны Арки "Дружбы народов". А ездить по пешеходным зонам, согласно Правилам дорожного движения, на велосипеде не разрешено. Хотя мэр Кличко может проехаться по тротуару...
Также удивляют приоритеты в расходовании средств из бюджета столицы. И Кличко, и его заместители постоянно жалуются на нехватку денег на ремонты и замену, например, старых лифтов или латание дыр на дорогах возле домов. Более того в начале марта Кличко просил у премьер-министра Владимира Гройсмана именно 400 миллионов гривен на строительство Подольско-Воскресенского мостового перехода и метро на Виноградарь. То есть на возведение этих первоочередных для столицы объектов средств в городском бюджете не хватало, а вот 400 миллионов гривен на мостик через Владимирский спуск в мэрии нашли. На очереди "канатки".
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев