Треснули зубы об новые технологии: Как чиновники "подмочили" тестирование е-билета в столичном транспорте

Сначала специалисты из мэрии начали избавляться от традиционных средств оплаты за проезд, а потом оказалось, что новая система дает сбой, и нужно вернуть жетоны, от которых уже почти отказались

Треснули зубы об новые технологии: Как ч…

Утром 29 августа в столичном метрополитене произошло чрезвычайное происшествие. Фактически в час пик, когда десятки тысяч киевлян ехали на работу, случился сбой системы продаж новейших карт для оплаты за проезд – Kyiv Smart Card.

Проще говоря, это тот самый е-билет, о котором чиновники рассказывают киевлянам уже не первый год. Осенью прошлого года в мэрии заявили, что начинается тестирование системы, которое должно было продлиться почти год. И вот киевлян уже готовят к тому, что с 1 ноября в общественном транспорте наступит новая эра уплаты за проезд – окончательно исчезнут жетоны и карточки пополнения счетов в метро, а также проездные и билеты – талоны – в наземном транспорте. На замену будет введена специальная карточка для пополнения счета на проезд, а также чек с QR-кодом для разовой поездки.

Впрочем, сегодняшний сбой системы продажи е-билетов на станциях метро должен был бы заставить чиновников задуматься, чтобы 1 ноября или позже не создать коллапс в общественном транспорте. Это 29 августа, за два месяца до начала действия новой системы, можно насыпать в кассы жетонов, чтобы избежать очереди на станциях, а после 1 ноября, если соответствующее оборудование будет демонтировано, этого уже не сделаешь.

Наверное, сбой в системе продаж е-билета 29 августа можно было ожидать, и вот почему. Во-первых, тестирование е-билета запустили еще в осенью прошлого года. Все это очень обильно рекламировалось чиновниками. Но в том же метрополитене еще весной в вестибюлях не было никаких автоматов по продаже е-билетов. Позже эти автоматы появились, но они не работали.

Вместе с тем, это не удержало "подземку" от радикальных шагов, и там начали отключать автоматы по продаже жетонов. То есть новые автоматы по продаже е-билетов еще не запустили, а автоматы, которые помогали справляться с очередями в часы пик на станциях, уже "вырубили".

Например, на станции метро "Лесная" это привело к образованию апокалиптических толп. Ранее пассажиры, у которых не было проездных или карточек на количество поездок, покупали жетоны в автоматах, что уменьшало нагрузку на кассы. Когда автоматы отключили, все стали в очереди. Неудобства также создавало то, что жетоны начали продавать только в одной кассе из двух. То есть все сводилось к принуждению к покупке карточки на количество поездок.

Относительно карточек на количество поездок. Они старательно рекламировались метрополитеном, но как только пассажиры, отказавшись от жетонов, стали массово на них переходить, оказалось, что эти карты также с 1 ноября будут никому не нужны. Потому что в теории уже наступит эра полноценного е-билета. Возникает логичный вопрос: почему нельзя было рекламировать и полностью ввести в продажу этот е-билет несколько месяцев назад? Тогда бы киевляне постепенно привыкли к нововведению. На деле же пассажирам того же метро продолжали "впаривать" карточку на количество поездок, хотя она уже была архаичной, как тот же жетон.

Также возникают большие вопросы по поводу целесообразности борьбы с жетонами. Уже больше года продолжается спецоперация руководства метро по искоренению этого способа оплаты за проезд. Сначала пассажирам решили продавать только один жетон в одни руки. Далее, как упоминалось выше, отключили почти все автоматы по продаже жетонов на станциях. И, наконец, вообще вывели жетоны из продажи на некоторых станциях. После этого складывались такие ситуации, что пассажир садился на какой-то станции, где продавали один жетон в одной руки. Он ехал на встречу, например, на станцию "Нивки", где жетоны не продавали вообще. То есть, человек мог выйти на этой станции, но зайти обратно уже не мог – жетоны там не продавали. То есть ему приходилось покупать карточку на количество поездок, которая вскоре станет ненужной.

Поэтому в целом ситуация 29 августа оказалась в некоторой степени парадоксальной. Пассажиров постоянно приучали к тому, что жетоны – это зло и от них нужно отказываться. Но в патовой ситуации, когда электроника "проявила характер", старый жетон оказался наиболее действенным и быстрым способом уплаты за проезд в качестве замены: его на несколько часов вернули в оборот даже на тех станциях, где давно уже не продавали.

Сами же пассажиры подземки разъярены тем, что им постоянно рекламируют покупку е-билета, а купить его во многих случаях просто невозможно.

Кроме этого у пассажиров есть нарекания, что сама система е-билета является сложной, не всем она может подчиниться, а сама карточка стоит непонятно дорого.

В общем последний сбой показал ошибочность оценки и просчеты чиновников. Вместо того, чтобы тестировать и запускать е-билет параллельно с работой имеющихся средств оплаты за проезд, чиновники просто их отрубили, предложив в качестве замены фактически сырую систему. После этого сложилась ситуация, когда проход в метро для пассажиров стал эдаким квестом вместо удобства, которым всегда славилась "подземка".

Никто не спорит, что е-билет нужен. Но пока неизвестно, чем занимались ответственные чиновники последние восемь-десять месяцев с момента начала тестирования системы, если за два месяца до ее конечного внедрения случаются ситуации и приходится в экстренном порядке выбрасывать в кассы жетоны, от которых уже почти отказались.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme