Стеклянный пиар снова дал трещину: Какие скандалы сопровождали мост Кличко за два года существования

В столице в очередной раз треснул пешеходно-велосипедный мост, который в народе называют мостом Кличко. И это, к сожалению, уже никого не удивляет

Сергей Фоменко
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Киев
Стеклянный пиар снова дал трещину: Какие…
Виталий и Владимир Кличко на открытии пешеходного моста. Фото: КГГА

В конце февраля в Киеве в очередной раз треснуло стекло на печально известном пешеходно-велосипедном мосту, который соединяет смотровую площадку возле так называемой "Арки дружбы народов" и парк "Владимирская горка". Очередная авария стала рутинной даже для коммунальщиков, которые на этот раз даже не обустраивали ограждение вокруг поврежденного места, а только ограничились обычной лентой, которую быстро сорвали прохожие.

Depo.Киев вспоминает аварии, которые случались на стеклянном мосту с момента его открытия, и скандалы, сопровождавшие пешеходную переправу.

Треснувшее стекло как символ моста

Идея сооружения пешеходного моста между Владимирской горкой и Аркой дружбы народов возникла еще при советской власти. Речь идет о 1934 году, когда столица Украинской ССР была перенесена из Харькова в Киев. Тогда советская власть планировала создать так называемый "Правительственный центр" в Киеве с приспособлением города к "реалиям социализма", которые предусматривали уничтожение, в частности, сакральных сооружений. Тогда большевики уничтожили в городе более ста храмов и церквей, среди них — древний Михайловский Златоверхий монастырь, отстроенный в нынешнем виде в конце 1990-х.

В период тогдашней разработки Генплана города рассматривалось не менее пяти вариантов "Правительственного центра", среди которых были Зверинецкий, Липский, Крещатикский, Печерский и Рассредоточенный. Последний вариант проекта, архитектора Василия Кричевского, предусматривал строительство виадука между Владимирской горкой и Европейской площадью. Ученые предполагают, что таким образом он хотел хотя бы частично сохранить архитектуру центральной части Киева. То есть идея, подобная той, которую реализовали в 2019 году, появилась еще в 1934 году.

Віадук між Володимирською гіркою та Хрещатим парком

Виадук между Владимирской горкой и Крещатым парком. Фото: Википедия

Официально работы по сооружению стеклянного моста начались в декабре 2018 года, но фактически строительство начали еще в ноябре и месяц проводили работы под видом "археологических исследований". К проекту сразу возникла масса вопросов, в частности потому, что на обнародованных рендерах было непонятное здание под смотровой площадкой под "Аркой", что заставило говорить о намерении построить очередной стеклянный ТРЦ или офисный центр на склонах Днепра, но впоследствии сооружение из визуализации "исчезло". Кроме того, на некоторых рендерах присутствовала ... канатная дорога, о которой тогда официально Кличко и команда предпочитали не объявлять, но которую взялись активно строить в 2021-м.

Открыли пешеходно-велосипедный мост на День города в 2019 году. Мэр Виталий Кличко обещал открыть переправу именно на этот праздник, потому строили буквально "стахановскими темпами," и днем, и ночью. Конструкции поставлял Николаевский судостроительный завод. Кличко щеголял тем, что переправу на 90% построили из отечественных материалов. Работы обошлись городу в 420 миллионов гривен, хотя изначально в КГГА уверяли, что сооружение обойдется в 250 млн грн.

Как и обещал мэр, 25 мая состоялась торжественная церемония открытия моста, в которой принял участие и сам глава столицы вместе со своим братом Владимиром. Запуск "аттракциона" — главной "фишкой" моста были стеклянные вставки, по которым можно ходить — стали большим поводом для самопиара Кличко, который смог похвастаться появлением в городе незаурядного нового объекта, заранее популярного у рядовых киевлян и туристов. Во время открытия городской глава вместе с братом даже прыгали на стекле, чтобы продемонстрировать его прочность.

А уже на следующий день после открытия стекло на мосту треснуло. Виталий Кличко тогда заявлял, что рассматривается версия акта вандализма, ведь учитывая характеристики стекла, оно якобы не могло треснуть. Мэр говорил, что власть предполагает возможный выстрел снизу, а также Кличко назвал ситуацию с треснувшим стеклом уголовной диверсией. По другой версии — стекло треснуло после того, как на нем поскакала группа подростков.

Отметим, что никаких вандалов — ни тех, что прыгали сверху, ни стрелявших снизу — найдено так и не было.

Скляний міст тріснув на наступний день

Стеклянный мост треснул на следующий день. Фото: Андрей Гудзенко

В июле 2019 года треснуло уже стекло ограждения моста. В декабре 2020 года — новая трещина, в КГГА снова сделали заявление о вандализме, однако камеры наблюдения подобных фактов не зафиксировали.

Через несколько месяцев, в феврале 2021 года произошел новый инцидент: пошли трещинами сразу несколько стеклянных панелей. На этот раз коммунальщики уже не заморачивались и даже не ограждали аварийный участок.

Еще одна проблема — гидроизоляция тех же стеклянных панелей. После первого же дождя выяснилось, что между стекол протекает вода, и начались долгие эксперименты, как справиться с этой неприятностью. После разных попыток вокруг "окон" появилась довольно грубая гидроизоляция, которую впоследствии накрыли металлическими панелями.

Отметим, что сейчас стекло на мосту давно уже не прозрачное, а "матовое", поскольку тотально повреждено мелкой щебенкой, которая отбилась от покрытия моста. Таким образом, переправа больше не выполняет своей развлекательной функции, не давая возможности почувствовать пустоту под ногами.

Первый проект "любимого архитектора Кличко"

Проект строительства моста разработала компания "Проектные системы ЛТД" бывшего депутата Киевсовета, экс-заместителя председателя постоянной комиссии по вопросам градостроительства и архитектуры Андрея Миргородского.

Архітектор Андрій Миргородський

Архитектор Андрей Миргородский. Фото: Mind.ua

Во времена мэрства Виталия Кличко дела у Миргородского пошли вверх: именно его компания постоянно выигрывает многомиллионные тендеры на проектирование "жирных" и скандальных объектов столицы. Кроме пешеходного моста Миргородский проектировал мемориал жертвам Голодомора, благоустройство территории Труханова острова с его "перголой", гигантский флагшток на Печерске возле "Родины-Матери". На очереди — новые великие стройки: канатные дороги от Арки дружбы народов до Труханова острова и Почтовой площади, а также пешеходного моста на Оболонский остров, за свою волнистую форму уже прозванного критиками "аскаридой".

Также Миргородский является автором скандального проекта реконструкции Гостиного двора, который может превратиться в новый ТРЦ, если здание передадут на баланс города. Это — реинкарнация проекта времен "гауляйтера Киева" Попова, реализации которого помешала революция Достоинства и бегство главных "регионалов" из страны.

Читайте также: Годы ожидания ради уничтожения: Станет ли Гостиный двор очередным ТРЦ времен Кличко

Но вернемся к проекту пешеходно-велосипедного моста. История началась еще в 2013 году, когда КГГА издала распоряжение о проведении международного конкурса на лучший проект строительства переправы. Тогда победителя не определили, а дали два вторых места компаниям из Швейцарии и Испании. Стоит добавить, что именно в те времена Миргородский создал проект реконструкции Гостиного двора и канатной дороги на Труханов остров.

В апреле-августе 2017 года КГГА проводит переговоры с архитекторами из Швейцарии и Испании, занявшие вторые места в конкурсе. Архитекторы отмечали, что они так и не получили денежное вознаграждение за конкурс ($10 тысяч), а представители городской власти предлагали им разработать полный проект за $39 тысяч, из которых 10 000 - премия за конкурс, поскольку больше дать не могут. От такого предложения архитекторы отказались, а представители КГГА больше не выходили на переговоры и якобы как опять "забыли" уплатить вознаграждение за конкурс.

В сентябре 2017 года, после объявления соответствующего тендера, Виталий Кличко заявил, что строительство начнут по швейцарскому проекту. Но после этого тендер на разработку проекта моста выигрывает компания "Проектные системы ЛТД" Миргородского, с которой КГГА заключает договор  на 3,63 млн грн, но в июле 2018 года после переговорной процедуры сумму проектирования увеличивают на 1,6 млн грн.

В конце 2019 года с компанией Миргородского заключили еще один дополнительный договор на корректировку проекта — уже за 9,5 млн грн. Из этой суммы 8,1 млн грн потратили на корректировку проекта и разработку новой документации непосредственно по мосту, а еще 1,4 млн грн — на разработку проекта строительства подпорных стен. Официальной причиной заключения дополнительного договора назвали необходимость корректировки проекта для того, чтобы обеспечить возможность реализации другого объекта — канатной дороги, автором проекта которой тоже является компания Миргородского.

Скандал со швейцарцами и обвинения в плагиате

Между тем швейцарские архитекторы, которые были среди победителей конкурса в 2013 году заявили, что при строительстве переправы в Киеве используются концепции их разработки и обвинили Миргородского в плагиате. Об этом тогда сообщила соучредитель компании "Leuppi & Schafroth Architekten" Стефани Шафрот. По ее словам, базовая концепция, основные принципы проектирования, форма, конструкция и материалы были взяты из их проекта.

Проєкт будівництва мосту швейцарської компанії "Leuppi & Schafroth Architekten"

Проект строительства моста швейцарской компании "Leuppi & Schafroth Architekten"

В компании Миргородского тогда отвергли обвинения швейцарских коллег и заявили, что проект был разработан ранее 2013 года.

Потратили вдвое больше, чем планировали

В мае 2019 года КГГА увеличила стоимость проекта строительства моста с 260 млн грн до 420 млн. Стоимость строительства выросла за счет перераспределения расходов из бюджета.

Деньги, которые направили на строительство пешеходного моста, изъяли из финансирования реконструкции Киевского зоопарка. Кличко тогда заявлял, что ориентировочная стоимость работ составляет 400 млн грн. В феврале 2020 года мэр выступил с заявлением, что якобы на строительстве пешеходного моста даже сэкономили бюджетные средства. Он сказал, что проверка показала, что на переправу потратили 278 млн грн, хотя во время открытия моста сам Кличко рассказывал о 420 млн.

Мост построили вопреки Генплану

В 2019 году журналисты сообщали о том, что пешеходный мост на Владимирскую горку построили вопреки Генеральному плану Киева до 2020 года.

Генплан был единственной действующей градостроительной документацией для территории строительства и не предусматривал создание там мостового перехода.

Территория попадает сразу в три функциональные зоны: общественных зданий и сооружений, зеленых насаждений общего пользования, а также улиц и дорог.

Согласно Генплану, подобные объекты нельзя было строить в зоне зеленых насаждений общего пользования. Территория строительства находится в пределах двух парков-памятников садово-паркового искусства ( "Крещатый" и "Владимирская горка") на территории природно-заповедного фонда.

Также стоит отметить, что велосипедная дорожка на мосту фактически ведет в никуда, поскольку строительство переправы не входило в планы реконструкции парка Владимирская горка.

Строительный скандал с ЮНЕСКО

В марте 2019 года ЮНЕСКО поставило городской власти требование прекратить строительство пешеходного моста, поскольку зона Владимирской горки находится под их охраной. В письме ЮНЕСКО выражали обеспокоенность возможными последствиями строительства для сохранения объекта, который составляет мировую ценность.

После обращения ЮНЕСКО строительные работы были на словах приостановлены, а на деле — завершены несмотря на возведение моста в охранной зоне.

Тогда заместитель Кличко Александр Спасибко говорил, что город получил согласование всех инстанций Украины на строительство, и заявил, что работы идут по закону.

После ряда скандалов и аварий, через два года после открытия, состояние моста, на который было потрачено несколько сотен миллионов денег налогоплательщиков, оставляет желать лучшего. И не совсем понятно, сколько еще времени и денег нужно мэру Виталию Кличко и городской власти для того, чтобы мост наконец-то стал безопасным для киевлян.

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme