Живопись и артефакты над Днепром: Что скрывает за собой Набережно-Рыбальская дорога

На двух километрах неспешного прогулочного маршрута можно покормить уток, исследовать настенное народное творчество и увидеть "приветы" из прошлого

Олекса Шкатов
Заместитель главного редактора по работе с регионами - руководитель региональных редакций
Живопись и артефакты над Днепром: Что ск…
Фото: Олекса Шкатов

Журналисты Depo.Киев уже гуляли по днепровской набережной от Почтовой площади до моста Патона. На этот раз пришел черед пройтись по участку, простирающемуся от Северного моста до Гаванского. Однако характер нынешней "инспекции" был несколько иным: если весной мы делали акцент на набережной, то ныне цель была исключительно познавательно-развлекательной – мы пошли исследовать настенную живопись.

Граффити на небережной Днепра

Граффити на небережной Днепра

Граффити на небережной Днепра

Если верить "Википедии", Набережно-Рыбальская дорога, идущая по берегу Рыбальского полуострова от Подола до проспекта Бандеры и заездов на Северный мост, была спроектирована в 1990-х, а построена в середине 2000-х. Это исключительно транспортная артерия: с одной стороны ее – Днепр, с другой – когда-то промзона, а теперь сплошное строительство новых и недешевых, благодаря близости реки, жилых комплексов. Гулять там особенно негде, да и комфортным пребывание рядом с запруженной и громкой трассой не назовешь. Впрочем, это наверху, рядом с автомобильным потоком. Совсем другое дело, если попасть на нижнюю пешеходную террасу. Здесь относительно тихо, в чем-то даже уютно, глаз радуют днепровские виды с рыбаками и утками. Единственное, что местами довольно грязно.

Северный мост в Киеве

Набережная на Набережно-Рыбальской дороге в Киеве

Петровский железнодорожный мост в Киеве

Граффити на небережной Днепра

Граффити на небережной Днепра

Начинается прогулка от залива Днепра – остатка пролива Волковата, в который впадает река Почайна. Здесь базируется 28-я пожарная часть, главной достопримечательностью которой, конечно, является пожарный катер "Отважный". Рядом пришвартовны несколько других судов – залив используется как большая гавань. А еще здесь можно увидеть опоры старого автомобильного моста – бывшей трассы улицы Электриков до постройки Набережно-Рыбальской дороги. При этом найти мост и улицу на обычных старых картах не стоит и пытаться: СССР берег свои секреты, даже если они и секретами особо не были, поэтому огромная промзона Рыбальского полуострова на картах 1950-1970-х присутствует разве что в виде трамвайного кольца на схеме маршрутов городского транспорта. Ни улиц, ни кварталов.

28 пожарная часть в Киеве и катер Отважный

Остатки автомобильного моста старой трассы улицы Электриков в Киеве

На выходе из залива пришвартован дебаркадер с известным и когда-то громким кабаре-рестораном "Мандарин". Еще несколько лет назад жизнь здесь бурлила, подъезды вечером были заставлены машинами. Сейчас здесь тишина и пустота, заведение кажется заброшенным.

Вход в ресторан "Мандарин" в Киеве

Настенная живопись начинается сразу, и ее немало – несколько десятков картин на 2 км маршрута. Росписи здесь разнообразны и довольно хорошо выполнены.

Граффити на небережной Днепра

Граффити на небережной Днепра

Граффити на небережной Днепра

Граффити на небережной Днепра

Граффити на небережной Днепра

В большинстве случаев это не бессмысленная мазня или каракули неизвестных малолетних дарований, которые нашкребли денег на баллончик с краской и теперь обрисовывают своими "автографами" все стены (что, конечно же, тоже присутствует и только портит пейзаж, ведь, по сути, является визуальным мусором), а полноценные картины. Или, скорее, иллюстрации к надписям.

Граффити на небережной Днепра

Граффити на небережной Днепра

Граффити на небережной Днепра

Граффити на небережной Днепра

Прочесть эти надписи обыкновенному прохожему вряд ли удастся. По сути, это закодированный и визуально оформленный текст, читать который умеют разве что авторы и другие участники граффити-сообщества, а вот для других это непонятный узор, в котором угадываются лишь какие-то символы. Композиции эти достаточно большие по площади, поэтому мы сосредоточились на документировании именно рисунков.

Граффити на небережной Днепра

Граффити на набережной Днепра в Киеве

Граффити на набережной Днепра в Киеве

Граффити на набережной Днепра в Киеве

Граффити на набережной Днепра в Киеве

Настенная живопись под Набережно-Рыбальской разнообразна и отличается от картин под Набережным шоссе между Почтовой площадью и мостом Патона. Здесь почти нет футбольных росписей, а то, что есть, не вызывало особого интереса. Из политических рисунков нашелся только один.

Граффити на небережной Днепра

Некоторых авторов, в ассортименте присутствующих на участке от Почтовой до Патона, на стенах от Северного моста до Гавани нет. Но есть другие, часто не менее интересные.

Граффити на набережной Днепра в Киеве

Граффити на набережной Днепра в Киеве

Граффити на набережной Днепра в Киеве

Граффити на набережной Днепра в Киеве

Граффити на набережной Днепра в Киеве

Некоторые объекты узнаешь сразу. Как, например, этаких печальных длинноносых чучундриков, которыми разрисованы все оболонские дворы, да и не только оболонские, и не только дворы. Они повсюду. Над Днепром они выполнены "по-богатому" и по технике, и по содержанию.

Граффити на небережной Днепра

Автор-фанат "пистолетной" темы также с каждым годом расширяет ареал своего присутствия.

Автор-фанат "пистолетной" темы также с каждым годом расширяет ареал своего присутствия.

Неожиданно. Еще и зеленой краской. Как сказал бы один кремлевский пропагандист: "Соупадение? Не думаю!"

Автор-фанат "пистолетной" темы также с каждым годом расширяет ареал своего присутствия

Картины – картинами, но кроме них на набережной можно найти интересные артефакты. Например, отметку на опоре Петровского железнодорожного моста, до которой дошла вода во время весеннего половодья 1970 года. Днепр тогда поднялся на 8 метров.

Отметка воды наводнения 1970 года на Петровском железнодорожном мосту

Еще один артефакт, связанный с этим переходом через Днепр, – "лишняя" опора. После смены ферм моста на длинные она стала ненужной, ведь не несет нагрузки, но демонтировать ее не стали.

Лишняя опора под Петровским железнодорожным мостом

Непонятные бетонные сооружения на участке от Петровского железнодорожного перехода до Покровско-Воскресенского – остатки конструкций для бункеровки (пополнения запасов топлива, воды, продуктов и т. д.) барж, подвозивших зерно к "Киевхлебу" в гавани.

Остатки конструкций для бункеровки на Днепре в Киеве

Остатки конструкций для бункеровки на Днепре в Киеве

Отметим, что в осенне-зимний период для таких прогулок следует учитывать, что день короткий, темнеет быстро. Так что выбираться на набережную лучше днем, чем под вечер.

Граффити на набережной Днепра в Киеве

Все новости Киева читайте на Depo.Киев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme