Обещананного три года ждут: Как отмена введения е-билета "воскресит" жетоны в столичном метро

С 1 ноября в общественном транспорте продолжат действовать бумажные талоны, а в метро можно будет проехать по жетону

Обещананного три года ждут: Как отмена в…

То, чего так ждали и одновременно боялись киевляне, пока не случится – столичные чиновники отложили полноценный запуск электронного билета в общественном транспорте.

Еще в прошлом году почти во всех автобусах, троллейбусах и трамваях появились оранжевые валидаторы для е-билета и QR-кодов. Параллельно, уже в течение текущего года, бугали горожан тем, что с 1 ноября в столичном метрополитене окончательно выведут из обращения жетоны, а поездки будут "проходить" исключительно по Kyiv Smart Card, карточке киевлянина и специальным бумажным билетам с QR-кодом.

Киевлян начали заранее готовить и подталкивать к нововведению. В метро начали появляться вестибюли, в которых невозможно купить жетон – только билет, в конце августа подземка отказалась от продажи привычных зеленых карт, выдавая исключительно синие смарт-карты. И все это на фоне внедренного еще летом 2017-го принципа "один жетон в одни руки" и отключения автоматов по продаже жетонов, благодаря чему перед кассами ежедневно собираются огромные очереди. Таким образом пассажиров хотели перевести на карточки, но киевляне к новейшим способам оплаты проезда приобщались довольно вяло.

Но на прошлой неделе депутат Киевсовета Александр Пабат сообщил, что введение е-билета в полной мере с 1 ноября якобы откладывается. Сначала казалось, что это какая-то выдумка, ведь киевлян почти год готовили и "накручивали", и в последние месяцы у касс метро, где можно было приобрести Kyiv Smart Card, можно было наблюдать апокалиптическую картину, потому что нужно кровь из носу купить новую карточку, а люди откладывали до последнего. Однако на днях директор Департамента информационно-коммуникационных технологий Юрий Назаров, который все это время нахваливал Kyiv Smart Card и был чуть ли не "отцом" создания электронного билета, признал, что полноценный запуск е-билета действительно откладывается. По его словам, уже многие киевляне пользуются новой системой, но ее нужно еще совершенствовать. Поэтому жетоны из метро пока никто не будет убирать, они будут действовать еще, как минимум, несколько месяцев.

Впрочем, учитывая, как в последние месяцы работала система е-билета, можно было ожидать, что с 1 ноября никто ее полноценно запускать не будет. На это указывали несколько факторов.

Пункты продажи э-билета

С самого начала Kyiv Smart Card можно было купить только на десяти станциях метро с 52-х действующих. То есть пассажиру, который не ездил на работу через эти десять станций, нужно было целенаправленно ехать именно туда, где продавали е-билет, и никого из мэрии не интересовало, что пассажир должен затрачивать дополнительное время и деньги на проезд. Только в октябре этого года чиновники, ответственные за введение е-билета, торжественно заявили, что Kyiv Smart Card можно приобрести уже на 17 станциях метро и в 300 точках на остановках общественного транспорта. Но такая разветвленная сеть начала функционировать фактически менее чем за месяц до дня официального введения, да и до сих пор много автоматов по продаже Kyiv Smart Card на станциях метро не работают.

Читайте также: Девять кругов ада от Kyiv Smart Card: Как киевляне привыкают к новому виду уплаты за проезд

Как продавали е-билет

Сам процесс продажи е-билета также вызывал большие вопросы. Даже если пассажир выбрал нужную станцию, где продают Kyiv Smart Card, нужно было уточнить, в каком именно вестибюле происходит продажа. Дело в том, что обычно е-билет можно приобрести только в одном из двух вестибюлей на станции. Более того, если пассажир определил вестибюль, где продают карточку, он должен также определить, в какой именно кассе это происходит. Например, на станции метро "Лесная" карточку продают только в одной кассе из двух. Причем, люди в очереди никак не могут понять, в какой именно кассе происходит продажа е-билета, ведь никаких объявлений по этому поводу нет. Только у самого окошка кассы есть соответствующая наклейка, но ее не видно издалека.

К тому же, во многих кассах метро до сих пор невозможно рассчитаться банковской карточкой, хотя когда пассажир покупает Kyiv Smart Card и хочет пополнить ее на 50 поездок, то за все это нужно заплатить 375 гривен. Не все носят с собой такое количество наличных денег, но на той же станции метро "Лесная" расчет происходит только за наличные.

Случаи сбоя

Е-билет начали тестировать еще в конце осени прошлого года, но до сих пор фиксируют "глюки" в его работе. Например, в конце лета в один из дней, в утренний час пик, произошел сбой системы по продаже е-билетов. Бывают и случаи, когда не работают автоматы для пополнения е-билета.

А еще бывает, что за одну поездку система снимает сразу двойную уплату. Например, 8 октября такой казус произошел с корреспондентом Depo.Киев. на станции городской электрички "Троещина-2", где во время валидирования е-билета за один раз исчезли сразу две поездки. Причем, в личном кабинете отражается эта операция, которая записана в одно и то же время – 19:24. Хотя физически провалидировать карточку дважды за одну минуту невозможно.

То есть все это указывает на то, что система е-билета действительно еще очень "сырая" для внедрения. Однако возникает риторический вопрос: чем занимались чиновники почти год пока тестировали эту систему, что теперь вынуждены перенести ее окончательное внедрение? Да и зачем было так пугать киевлян отменой продажи жетонов в метро и переходом на Kyiv Smart Card, а теперь говорить, что все переносится?

Так или иначе, но у киевлян появился шанс "влиться" в новые реалии постепенно, все же успев купить синюю карточку и научившись ею пользоваться. А у разработчиков – все же наладить систему, чтобы она не давала сбой, не снимала лишние поездки и вообще вела себя вежливо. Что касается чиновников, то им, наверное, следует организовать продажу и пополнение Kyiv Smart Card во всех кассах, во всех вестибюлях и на всех станциях. И все же научить работников "подземки и наземного общественного транспорта действиям в случаях, когда система вдруг вышла из строя.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Киев

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"